При соображений методом аналогии, то есть на основании сходства объектов за чем-то одним предполагают об их сходстве за чем-то другим. Методом аналогии человек рассуждает с самого раннего возраста - ведь выявление сходства является основой формирования понятий. Время метод аналогии люди используют с древнейших времен истории. Метод аналогии применяют и для предположений о существовании предметов, и для предположений о наличии у предметов тех или иных признаков. Например, рассмотрим предположение древнегреческого философа Фаллоса о том, что магнит имеет душу. Основанием для этого предположения (которое получали ранее в примитивном обществе без каких-либо обоснований путем переноса) была сходство магнита и существ, обладающих душу, в том, что они способны урухомлюваты предметы.

Рассмотрим предположение о существовании предметов. На том основании, что человек наблюдает определенные предметы, вызывающие определенные изменения, то в случае, когда человек наблюдает определенные изменения, однако не может идентифицировать объект, который предопределяет эти изменения, она предполагает, что существует соответствующий предмет, который собственно вызвал те изменения, источник которых для субъекта познания непонятное. Так возникли представления людей о духах - существ, которые ответственны за позитивные или негативные события, которые случаются с человеком в том или ином месте и в той или иной деятельности. Например, когда человек заблудился в лесу, она осознает наличие явления (заблудилась). По сходству в других случаях, когда изменение имеет причиной деятельность какого-то существа, человек предполагает, что это изменение также является результатом деятельности какого-то существа. Это существо (которой дают название блуд) представляют в виде того, что наблюдала человек, заблудилась (кто-то видел светлячка, кто-то - сову, кто-то - зайца). Сопоставление этих различных вариантов стало основанием для представления, что упомянутый дух может менять свои очертания.

Метод аналогии стал также основой для формирования представлений о существовании души. В частности, по свидетельствам этнографов, схему формирования предположение о существовании такого предмета, как душа, можно воспроизвести так. В случае, когда человек получал какую-то травму, ей легко было обнаружить соответствие между частью тела, который получил травму, и болевыми ощущениями. Одновременно у человека случались также состояния общей слабости, когда болевые ощущения, часто связаны с различными заболеваниями внутренних органов, трудно локализовать. В таком случае рассуждали по аналогии - в этом случае, как и в других, если есть болевые ощущения, то должен быть определенный орган, определенная часть тела, которая подвергается этих болевых ощущений. Эту внутреннюю часть тела человека назвали словом душа. Считали, что душа - это нечто слабое, что может быть похищено колдуном из враждебного племени или быть им травмировано (что и проявляется в болевых ощущениях, которые трудно локализовать).

Проанализируем предположение о признаках предметов. При соображений методом аналогии предположение о наличии у предмета какой-то признаки делают на основании сходства этого предмета к другому, который имеет эту признак. Пожалуй, начиная с трудов Аристотеля, в психологии популярные диагностические советы (они стали особенно распространенными в середине XIX в.) Такого типа: если человек имеет красный цвет лица, то она хитра, как лисица; если человек похожа на другое животное, то ему приписывали те признаки, которые приписывали той другому животному. Современному человеку очевидно, что между цветом лица и интеллектуальными, психологическими свойствами человека непосредственной связи нет.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+