Панглос ошибался, 1759 считал, что на него, верного ученика Лейбница и Вольфа, еще ждет блестящая карьера «в каком-то из немецких университетов». Между тем, когда он не по своей воле бродил миром, из последних сил лелея свой оптимизм, в Германии воцарились новые идеи.

 

1755 в Пруссии произошли два знаменательных события, начали новую эпоху в духовной жизни не только Германии, но и всей Европы. Где-то в начале года тридцатилетний преподаватель философии кенигсбергского университета Иммануил Кант (1724-1804) опубликовал свою первую книгу «Всеобщая естественная история и теория неба». А летом того же года во Франкфурте-на-Одере состоялась премьера первой из мещанских драм двадцятишес-летнего писателя Готгольда Эфраима Лессинга (1729-1781) «Мисс Сара Симпсон».

 

Это первое поколение немецких просветителей проторяло путь следующем - тем, кто был на двадцать-тридцать лет моложе. Выдающимися представителями этого поколения Иоганн Вольфган Гете (1749-1832) и Фридрих ИИИиллер (1759-1805).

 

Личные судьбы этих литературных гениев Германии достаточно типичны для эпохи Просвещения в Европе вообще и в Германии в частности. Недаром Гете писал о Шиллера так: «Ничто его не ограничивает, ничто ... не принижает лету его мыслей. Великие идеи, Ицо ними он жил, он всегда высказывал с полной свободой, без которой предосторожности и сомнения ».

 

Если идеи европейского Просвещения можно считать первым по значению общим увлечением молодых Шиллера и Гете, то вторым следует назвать театр. В области драматургии и театра они оба продолжали как практическую, так и теоретическую деятельность Лессинга, развивая, в частности, идеи, высказанные им в знаменитой книге «Гамбургская драматургия» (1767-1768).

 

Не забудем, что Шиллер был на десять лет моложе Гете. 1773 герцог Вюртембергского Карл Евгений заставил четырнадцатилетнего Шиллера вступить в своей «элитной» школы-казармы (Карлсшуле), которую один из современников метко назвал «плантацией рабов». Единственным «окошком», через которое юноша мог видеть нормальных людей и сочувствовать их нормальным чувством, стала для него современная литература.

 

Среди литературных пристрастий юного Шиллера были и «культовые» молодежные книги: историческая драма «Гец фон Берлихинген" (1773) и роман в письмах «Страдания молодого Вертера» (1774). И хотя автор романа скрыл свое имя от читателей, Шиллер вскоре его выяснил, а за пятнадцать лет лично познакомился с автором любимых произведений своей юности. Однако Гете - автор произведений - еще раньше стал для него и образцом, и соперником в творчестве.

 

Еще учась в Карлсшуле, Шиллер решил, что его призванием является театр. По окончании школы в течение 1781-1783 гг он пишет исторические драмы «Разбойники» и «Заговор Фиеско в Генуе» и мещанскую трагедию «Коварство и любовь». Вслед за Гете Шиллер изображает героев, решительно не воспринимают действительность и не соглашаются жить, «как все». И так же, как у Гете, судьба таких героев Шиллера - трагическая.

 

Между тем Гете пишет второй роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777-1786).

 

Уже в этом романе ощутимый принципиально иной, по сравнению с Шиллером, подход Гете в театр и к искусству вообще, жизнь идей и к жизни вообще. Суть цьоию подхода можно было бы охарактеризовать как стремление объективности. Автобиографический образ Вильгельма Мейстера при желании можно воспринимать как выход, который Гете предлагает своим современникам и ровесникам, в частности молодым драматургам. Он заключается в том, чтобы, не поддаваясь иллюзиям, ограничить свои порывы тем, что является естественным для театра, вообще искусства, вообще жизнь ...

 

«Ничто его не ограничивает, ничто ... не принижает лету его мысли »,-так Гете скажет о Шиллера уже после смерти своего младшего современника. Что же касается «лету его мысли» при жизни, то он не всегда устраивал Гете. Так, «Разбойники» Шиллера ему не нравились: он считал эту пьесу слишком субъективной.

 

Однако время все расставило на свои места. «Именно пафос утверждения, страстность, с которой герои Шиллера отстаивают права человека, завоевали ему почетное место на сценах передовых театров мира», - справедливо отмечал выдающийся российский литературовед Сергей Тураев, комментируя недовольство Гете ранними пьесами своего младшего современника. Тогда как имя Шиллера в истории мирового искусства символизирует гения субъективности, имя Гете в истории мировой культуры символизирует гения объективности. Если Шиллер в своем творчестве воплотил все те порывы, ту борьбу «за права человека», которую «в век просвещения» вели искренни в своих убеждениях люди, то Гете стремился постичь перспективы этой борьбы и те объективные рамки, которыми «сама природа »ограничила человеческий ум и его способность изменить мир.

 

И не только природа, но и история. Именно в конце XVIII в. история как никогда наглядно напомнила о себе «возраста седьмую», который относился к ней основном пренебрежительно.

 

Поговорим об отношении XVIII в. к истории и о последствиях этого отношения на примере трех ситуаций. Ситуация первая. Гулливер рассказывает королю великанов (д-денброкив) «славную историю Англии». Вспомни (или найди в романе Свифта) отношение королевы к «славной истории».

 

Как в этом эпизоде было отношение к истории человечества автора романа и раннего Просвещения в целом?

 

Ситуация вторая. Большинство авторов Французской энциклопедии (просветители-«энциклопедисты», среди которых были Вольтер, Руссо и другие ведущие французские философы XVIII в.) Соглашаются с тем, что человек, от природы хорошей, вообще не должна иметь истории, ибо природа неизменна. Наличие истории - ошибка, аномалия, следствие неправильной организации общества. Надо устранить от управления обществом так называемые «высшие касты», заинтересованы в сохранении существующего положения вещей, предоставить всем людям равные права - и ЦС будет конец «так называемой истории» с ее войнами, бунтами, казнями и т.п..

 

Учитывая то, что тридцать пять томов Французской энциклопедии, в которых последовательно проводится эта мысль, стали популярными книгами в Европе, попробуй спрогнозировать их влияние на общество и его реальные, исторические последствия.

 

Ситуация третья. 1789 началась Великая французская революция, провозгласившая «вычитанные» во Французской энциклопедии лозунги: «Свобода. Равенство. Братство ». Чем завершилась Великая французская революция?


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+