Философия Декарта и драматургия Корнеля (гораздо больше, чем теории Шанлена) предоставили мощный толчок к дальнейшему развитию теории и практики французского классицизма. Однако рационализм и гуманистический максимализм этих мыслителей явно нуждался сбалансированности как по «барочным» измерением реальности, так и с барочными тенденциями в философии, искусстве и литературе второй половины XVII в.

 

Блез Паскаль, который последние годы жизни провел в монастыре Пор-Рояль, и воспитанник этого монастыря Жан Расин (1639-1699), который начинал в нем свой жизненный путь и свое образование, были максималистами - в этом, прежде всего, они продолжали традиции Декарта и Корнеля. Однако в произведениях Паскаля и Расина акцент и характер эстетического идеала меняются с героического на трагический: люди, «лучше нас» сходят со сцены, уступая место людям, «как мы», «мыслящим Камышин» ...

 

Соответственно меняются и «классические образцы». Так, если образцом Корнеля был Софокл, то образцом Расина - Еврипид. Достаточно сравнить такие знаменитые трагедии, как «Федра» (1677) Расина и «Ипполит» Еврипида. Поиск рационального выхода из трудных ситуаций, буквально между жизнью и смертью, является общей темой этих трагедиографив.

 

Как мы помним, произведения Еврипида, сохраняя формальную связь с античной трагедисю, по сути открывали новый жанр-жанр психологической драмы. Эти произведения как бы «находились между небом и землей»: неубедительны для современников, они не во всем были убедительными и для следующих поколений, которые забывали, что Еврипид - только гениальный основатель психологической драмы.

 

Вспомним мифологический сюжет о Федре и Ипполита. Федра, жена афинского царя Тесея, полюбила Ипполита, сына ее мужа и амазонки Ипполиты. Ипполит с негодованием отталкивает Федре. Тогда женщина прибегает к клевете, в результате которого Ипполит погибает, а сама она кончает жизнь самоубийством. Согласно мифу, так же, как и у Еврипида, любовь Федры - болезнь, эпидемия, наслана Афродитой, богиней любви, с целью отомстить Ипполиту, который ее не жаловал. Древнегреческое слово «грехос» (грех) буквально означает «мимо цели». Еврипидова уверенность в том, что люди знают цель, есть добро («Много знает, что - хорошо»), однако их греховная природа мешает им «попасть в цель», достичь добра, неожиданно совпадает с толкованием этого вопроса в начале библейской книги «Бытие »(которая время жизни Еврипида уже существовала, но знать которой он не мог). Быть «как боги» (то есть знать и различать добро и зло) - не значит быть Богом (т.е. уметь жить в добре). А знать, как нужно жить, не умея жить как нужно, - это и значит не уметь «попасть в цель», все время терпеть поражение, сеять смерть и умирать.

 

В своей «Федре» Расин по сути ставит себе изначальное задача всех европейских «возрождений» и всех (кроме римского) «классицизм»: совместить художественный канон античности с христианской моралью. И трудно назвать другое произведение европейской литературы, в котором эта задача была бы реализовано настолько удачно и гармонично. Ведь ситуацию и характеры Федры и Ипполита Расин открывает библейским ключом. Гордыня - вот первый грех, которым начинается «цепная реакция», что приводит к катастрофе. Не случайно трагедия Расина, в отличие от трагедии Еврипида, называется «Федра», а не «Ипполит».

 

Федра Расина - не «злая мачеха» не ница, распущена существо, в своей «болезни» забывает честь до такой степени, что способна примитивно отомстить «любимому», сведя на него клевету, она - женщина прекрасна не только телом, но и душой.

 

Впрочем, и прекрасная душа не спасает от греха - вот главная мысль Расина. Мысль, по которой даже духовные родители драматурга-монахи из Пор-Рояля, сначала недовольны его «греховным» увлечением театром, простили ему это увлечение и одобрили «Федре».

 

Вообще 70-е годы XVII в. были для Франции временем расцвета театра и одновременно временем наивысших достижений и итогов французского классицизма. Определенные события середины века-события в жизни Франции и Европы в целом - способствовали развитию именно классицистического искусства.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+