Художественная литература как искусство слова открывает перед читателями удивительный мир, полный разнообразными картинами человеческого существования от древности до современности. Это дает возможность познавать сущность людей, их представления об окружающем мире и о себе, получать интересные сведения о древних событиях и героях разных времен и народов, об их мечтах и ??историю формирования жизненных ценностей. Чтение литературных произведений должно быть осмысленным. Важно понимать позицию автора относительно изображенных им картин жизни, выяснить, каковы мотивы поступков персонажей и причины противоречий между ними и их интересами, за что они борются, какие идеалы защищают и какие жизненные ценности отстаивают. Писатели как мастера художественного слова пытаются так воспроизвести всю многогранность жизни, разнообразие человеческих характеров и множество событий, чтобы это появилось в воображении читателей в виде живых картин и вызвало в них соответствующие чувства и переживания. В этом заключается высокий воспитательный потенциал художественной литературы.

Читая разные произведения, человек не только представляет себе внешность и характеры персонажей, но и погружается в мысли и чувства, эмоционально переживает то, что с ними происходит. Симпатии читателей всегда на стороне благородных, мужественных и честных героев, в которых они учатся смелости, человечности, настойчивости в достижении цели, готовности защищать идеалы добра и справедливости. И наоборот, низменные поступки, коварство, жестокость персонажей, которые наносят много зла другим людям, всегда вызывают возмущение и осуждаются как такое, чего не должно быть в человеческой жизни.

Жизненные ценности имеют общечеловеческий характер, поскольку формирование их происходило на основе долговременного опыта человечества в определении главных человеческих идеалов и добродетелей. Уже в древние времена в фольклорных сказаниях и легендах отразились представления о лучшие человеческие черты, которыми народ наделял любимых героев. Мыслители Древней Греции важнейшей ценностью провозгласили человека.

Странных много в мире чудес, удивительное из них - человек.

Такое мнение высказал в одной из своих трагедий древнегреческий поэт Софокл. Древние греки определили также совокупность добродетелей идеального человека и главными среди них назвали мудрость, мужество, честность, умеренность, стремление быть полезными для государства.

В предыдущих классах вы изучали фольклорные и литературные произведения о столкновении добра и зла в человеческой жизни, о разных людях, наделенных как положительными, так и отрицательными чертами. Читая и анализируя произведения Чарлза Диккенса, Джека Лондона, Роберта Стивенсона, Антуана де Сент-Экзюпери, вы обращали внимание на то, как эти писатели прославили силу духа мужественного человека, способного выдерживать сложные жизненные испытания и этим еще больше закаливать свой характер, и осудили предательство , коварство, жестокость в отношении к другим.

В седьмом классе продлится ваше знакомство с фольклорными и литературными произведениями, которые помогут вам сориентироваться в определении жизненных ценностей, доминировавших в разные эпохи и связанные со сложными историческими событиями отстаивания своей национальной независимости, борьбы с несправедливостью и любыми проявлениями зла в человеческих взаимоотношениях. Вы рассмотрите древнерусские былины о воина-богатыря Илью Муромца; английские народные баллады о благородном разбойнике Робине Гуде, защитнике простых людей; несколько литературных баллад, написанных выдающимися поэтами разных стран, обратившихся к героическому прошлому и прославили мужество и несгибаемость перед врагом защитников родной земли.

Вы будете изучать также прозаические произведения разных жанров: романы, повести, новеллы и рассказы. Перед вами предстанут и благородный рыцарь чести Айвенго из исторического романа Вальтера Скотта, и мужественный запорожский казак Тарас Бульба, главный герой повести Николая Гоголя, и всемирно известный сыщик-мыслитель Шерлок Холмс из повести Артура Конана Дойла «Собака Баскервилей» и другие герои.

Новелла О. Генри «Последний лист» и рассказ Джеймса Олдриджа «Последний дюйм», помещенные в разделе «Красота чистых человеческих взаимоотношений», учат быть человечными, любить ближнего, преодолевать и жизненные невзгоды, и преграды, разделяющие людей.

В разделе «Литература против войны» представлены произведения российских авторов Александра Твардовского и Михаила Шолохова и немецкого писателя Генриха Белля, проникнутые антивоенным пафосом и поэтизацией подвига простых солдат, которые ценой собственной жизни принесли победу над фашистскими захватчиками и свободу народам Европы.

Прославлению сильной личности, способной при любых обстоятельствах оставаться Человеком и постоянно делать добрые дела, посвящен последний раздел учебника - «Искусство быть человеком», который можно принять за завещание английского писателя Редьярда Киплинга, обращенный к каждому из вас.

В учебнике прозаические произведения подаются в сокращенном виде или отдельными отрывками, освещающие важнейшие события в их содержании, помогают понять характеры и поступки персонажей. Однако это не означает, что можно ограничиться чтением лишь приведенных фрагментов. Изучение каждого литературного произведения стоит начинать с чтения его полного текста.

Лучше и глубже воспринимать различные литературные произведения, их содержание и художественную специфику вам помогут комментарии к ним, толкование литературоведческих терминов, специальные статьи о жанровой и художественное своеобразие отдельных произведений. Приведены комментарии разных видов: как внутри-текстовые примечания - объяснение вставлен в текст и взято в скобки; как сноски (с «звездочками») - объяснение в конце страницы упомянутых автором имен, географических названий, исторических событий; как специальная рубрика «Лексический комментарий к тексту »с толкованием слов и выражений (с цифрами), принятых в произведении.

Каждый раздел учебника начинается со вступительной статьи о специфике помещенных в него произведений и о литературных понятия, которые нужно знать для анализа этих произведений.

Осмыслению прочитанного произведения способствовать вопросы и задания для его анализа и обсуждения, ибо анализ - это путь от непосредственных читательских впечатлений до осознания позиции автора, того, какова его оценка изображенных в произведении событий и персонажей, которые использованы средства выразительности. В конце каждой главы помещены вопросы и задания для обобщения и итоге и темы творческих работ.

В подготовке к урокам зарубежной литературы и выполнении задач различного характера вам помогут памятки с рекомендациями: как вести обсуждение литературного произведения; как подготовиться к выразительному чтению художественного произведения; как сравнивать текст оригинала с его переводом; как составить сравнительную характеристику литературных героев; как написать сочинение на тему из обозначенной проблемы или отзыв на прочитанное произведение.

Одной из специфических признаков зарубежной литературы является то, что это литература переводная. Вы уже знакомы с такими терминами, как оригинал и перевод, а теперь важно обратиться к такому понятию, как художественный перевод.

ЗАПОМНИТЕ!

Художественный перевод - разновидность литературного творчества, в результате которого произведение, существующее в одном языке, «возникает» в другой, не теряя своих смысловых и художественных особенностей.

Чтобы передать текст оригинала на другом языке, переводчик должен владеть разнообразными знаниями и, прежде всего, обоими языками - языком первоисточника и той, которой осуществляется перевод. Переводчику необходимо также знать историю и культуру народа, которому принадлежит произведение, владеть информацией об условиях его написания, позаботиться о сохранении содержания и формы оригинала.

Особого мастерства требует перевод поэзии, и такое дело под силу только тем, кто наделен поэтическим талантом. Вам предоставляется возможность попробовать определить, насколько близко к тексту оригинала составлен их стихотворные переводы. Для этого, кроме переводов, приводятся несколько оригинальных текстов литературных баллад и стихотворений, написанных поэтами Англии, Германии и России.

Большой вклад в создание антологии мировой литературы на украинском языке сделали поэты Иван Франко, Леся Украинский, Максим Рыльский, Бажан, Андрей Малышко и переводчики-профессионалы Николай Лукаш, Григорий Кочур, Дмитрий Паламарчук и многие другие мастера художественного перевода. Одной из важных черт таланта переводчика Рыльский считал его способность вживаться в иноязычную стихию, а следовательно, в мир психологии, литературных традиций, индивидуальной манеры художника, произведения которого переводятся.

Благодаря переводчикам украинские читатели погружаются в мир зарубежной литературы; нам предоставлена ??возможность путешествовать разными эпохами, воспринимать те жизненные ценности, которые запечатлелись в опыте и сознании разных народов. Максим Рыльский о возможности такого выбора писал:

Эпоху, где бы душой отдохнуть,

С нас каждый имеет право выбирать, найдем здесь к выбору много Народов, царств, человек веков.

При изучении произведений зарубежных авторов вы узнаете, что признавалось в разное время за самое главное в человеческой жизни, что больше ценилось. Вы сможете поразмышлять над содержанием произведений, их художественным своеобразием, поделиться своими впечатлениями от восприятия изображенных в произведениях героев, их поступков и поведения в сложных ситуациях, определиться с собственной позицией в выборе для себя самых главных жизненных ценностей. Все собранные в учебнике художественные тексты, дополнительные материалы, вопросы и задания точно и побуждают соотносить чувства и поступки литературных героев со своим внутренним миром, задумываться над собственной жизнью и выбирать для себя достойные жизненные идеалы.

 

Литературный процесс во Франции XIX в. отмечался сосуществованием и взаимодействием разных литературных направлений, стилей, жанров. В середине XIX в. расцвело целое созвездие всемирно писателей-реалистов. (Стендаль, Бальзак, Флобер и др.)., А в 1860-70 годы появились натурализм, импрессионизм, символизм.

Подробнее...

Адам Мицкевич (1798-1855) - выходец из небогатого благородного среды. Первым в польской литературе обратился к народной поэзии как источника, что помогало преодолеть зависимость национальной литературы от европейских образцов и создать самобытную литературу - не только по содержанию, но и по инновационной формами.

Подробнее...

Развитие романтизма в Польше пришелся на 10-60 годы XIX в. - Период национально-освободительной борьбы после третьего раздела Польши, создание подпольных союзов, рост национального самосознания, что проявилось в интересе к фольклору, к истории страны. Огромную роль в становлении польского романтизма сыграл западноевропейский и русский романтизм.

Подробнее...

Артур Конан-Дойль (1859-1930) - один из классиков криминального детектива. Медик по профессии, работал врачом во время англо-бурской войны. Знание медицины, химии, психологии помогли ему в художественном воплощении тематики, связанной с

Подробнее...

В разнообразной литературном наследии Э. По важное место занимал новеллистический жанр, непревзойденным мастером которого он был. Писатель первым в истории американской литературы пытался теоретически осмыслить "короткий рассказ" как самостоятельный жанр.

Подробнее...

Эдгар По (1809-1849) принадлежит к числу классиков мировой литературы. Его талант многогранен - это проза, поэзия, литературно-критические статьи, рецензии, а также произведения, жанр которых трудно определить (научно-астрономическая поэма "Эврика"). Э.По считают основателем, "отцом" жанра детектива.

Подробнее...

Натаниель Готорн (1804-1864) - новеллист, романист, журналист, автор произведений для детей и записных книжек. Наряду с В. Ирвингом и Э.По считается родоначальником жанра американской новеллы.

Подробнее...

Фенимор Купер (1789-1851) - классик американского романтизма, историк природы. В отличие от В. Ирвинга, который начал американскую новеллу, Ф.Купер стал автором исторического американского романа, основателем "морского романа" в мировой литературе.

Подробнее...

Вашингтон Ирвинг (1783-1859) - выдающийся классик американской литературы, зачинатель романтизма СЕЛА. Он первым из американских писателей, кто завоевал международное признание. Среди поклонников его творчества были В.Скотт, Дж.Байрона.

Подробнее...

Формирование американской культуры, в частности литературы, происходило параллельно с бурным социально-экономическим развитием Соединенных Штатов как независимого государства. Молодая страна постоянно формировала собственную экономику, торговлю, промышленность, финансы, строила новые города.

Подробнее...


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+