Термин "имидж" (англ. иmage - образ, престиж, репутация) - впечатление, которое личность (бизнесмен, менеджер, политик и т.п.) или организация (фирма, учебное заведение и т.д.) оказывают на людей и которое фиксируется в их сознании в форме определенных эмоционально окрашенных стереотипных представлений.

В психологии под имиджем понимают характер стереотипа, сложившегося в массовом сознании и имеющий эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж отражает социальные ожидания определенной группы. Формирование имиджа происходит стихийно, но чаще оно является результатом работы специалистов.

Понятие "имидж" возникло на Западе в 50-х годах и первоначально использовалось в рекламной практике. Далее, в 60-х годах, этот срок вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, прочно вошло в политической и общественной жизни.

Имидж организации (корпоративный имидж) является отражением ценностей организации и тем, как эти ценности воспринимаются людьми. Факторы формирования имиджа разнообразны. Логика его формирования сложная и еще далеко не изучена (особенно психология имиджа).

При формировании имиджа нужно учитывать такие его составляющие: моральные ценности, рекламная сфера, упаковочный материал, местонахождение и обстановка офиса, стиль одежды персонала, название фирмы, бланки фирмы, визитки, пакеты и др.. Вопросам разработки и формирования имиджа организации занимаются специальные отделы.

Но основная инвестиция в общий имидж организации - люди.

Относительно человека термин "имидж" передает понятие - визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других.

Американский исследователь имиджа Лилиан Браун считает, что профессиональный навык сам по себе не обеспечит вам работы или повышения по службе. Для этого нужно располагать к себе людей, с которыми работаешь, т.е. необходимо создать нужный имидж. Считается, что люди судят о нас по внешнему виду, впечатлением, которое мы создаем в течение первых пяти секунд разговора. Именно такие качества личности, как внешность, голос, умение вести диалог могут сыграть решающую роль в карьере и во всей жизни [3].

Но работа над созданием имиджа делового человека не сводится только к созданию внешнего образа, который может маскировать реальную сущность человека. Внешний вид - это только стиль, обусловленный внутренним складом личности.

Первым аспектом (этапом) формирование имиджа является уровень самооценки человека, которая в значительной степени определяет ее поведение. Заниженная самооценка сковывает человека, завышена - не позволяет объективно оценивать ситуацию и себя в ней.

Можем определить основные компоненты имиджа делового человека:

самооценка личности;

моральные ценности личности;

этика делового общения;

деловой этикет и протокол;

тактика общения (умела ориентация в конкретной ситуации, владение механизмами психологического воздействия и т. д.);

внешний вид (одежда, аксессуары к одежде; осанка и походка).

Выделяют внешние и внутренние факторы формирования имиджа.

Внешние факторы имиджа:

внешний вид: одежда, аксессуары одежды, прическа, макияж;

хорошие манеры: необходимые жесты, позы, осанка, походка;

выразительность мимики и умения ею управлять;

умение использовать пространство для общения и т.д..

Внутренние (психологические) факторы имиджа:

искусство нравиться людям;

умение правильно общаться;

наличие необходимых для положительного имиджа качеств личности;

умение понимать людей и влиять на них и т.п..

Внутренние (этические) факторы имиджа:

честность;

порядочность;

уважение к подчиненным, партнеров;

верность данному слову;

способность эффективно взаимодействовать в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями и т.д..

Важными качествами делового человека, особенно бизнесмена, которые влияют на формирование имиджа, специалисты также считают такие [14]:

самостоятельность и нестандартность поведения;

настойчивость в достижении цели, инициативность;

деловитость и практичность;

смелость и изобретательность;

соперничество и готовность к риску;

ориентация на достижение высоких результатов;

эффективное использование имеющихся факторов.

Специалистов, которые занимаются созданием образа, называют имиджмейкерами или консультантами по имиджу. На Западе, где имиджа уделяют большое внимание, существует широкая сеть имиджмейкеров. В нашей стране эта деятельность еще не очень распространена, кроме того, услуги имиджмейкеров стоят недешево. Поэтому каждый в определенной степени, должен стать имиджмейкером. Нужно уметь сформировать представление об имидже представителя вашей профессии, определить его психологический портрет. Каждый должен стать "self-made-man" - человеком, который сам себя создал.

Основные понятия и ключевые слова: имидж, имидж организации (корпоративный имидж), компоненты имиджа организации, имидж делового человека, формирования имиджа делового человека.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+