Современная метанаучная парадигма

О том, что эмоции превращаются в общественный институт, существует система межличностного возбуждения, разнообразит чувства и реакции каждого члена группы, говорил еще Л. Февр. Итак, рациональное - не единственный измерение человеческого бытия. Предполагая, что "членораздельная" язык возник на основе той же органической и тонической активности, и эмоции, и отмечая дестабилизирующий (нарушавший формирования) влияние эмоций на интеллектуальную деятельность, историк называет своих современников свидетелями драмы цивилизации - постепенного подавления эмоций интеллектом вследствие тенденции оценивать их как препятствие человеческой деятельности.

А. Гуревич в работе "Категории средневековой культуры" исследовал процесс развития личности в европейской культуре. Образ рыцаря, дамы, феодала постепенно интернализувався, приведя к индивидуализации. Итак, личность человека нерациональна и не может быть постигнута чисто рациональным путем. ХIХ-ХХ вв. стали периодом доминирования представление о человеке как личность. Начиная с экзистенциализма ("сущность предшествует существованию") появляется тенденция к атомизации самой личности, не воспринимая ее как что-то определенное. Наряду с неотомизмом, который оперирует категориями сущности (внутренние, неизменные свойства личности) и акциденции (обнаружены, слабые, преходящие свойства), с появляются буддийские ориентированные концепции, разлагающих субъект на поток дхарм, скандх, в которых теряет смысл само понятие "личность", и трансперсоналистськи, которые принимают за индивидуальное проявление трансцендентного.

Научная психология идет в развитии теории сознания теми же путями, что и религия тысячелетия назад, потому что использует те же инструменты. Природа дала человеку достаточно внутренних инструментов, а развитие внешних (отличительный признак нашей цивилизации) не вносит существенно нового в неизменное, абсолют (согласно теории современной физики, которая получила название "катастрофа бесконечного регресса фон Неймана", мы можем добавлять бесконечное количество инструментов к уже существующих, но в относительном мире не избавимся некоторой неопределенности).


Итак, в XVIII и особенно XIX в. ученые считали, что открыли все законы Вселенной, материи и природы, сделав тем самым несостоятельным все, почему до сих пор учили религии. Однако научно-техническая революция, развитие науки и накопление знаний о материи не приблизили человечество к пониманию смысла жизни и происхождения ума, поэтому сегодня первоочередным является не накопление знаний, а их осмысления. В 90-е годы прошлого столетия физика, например, производила впечатление практически разработанной научной дисциплины, однако уже в первые десятилетия XX в., С появлением теории относительности и квантовой механики, она вошла в область парадоксального и мистического. И в наши дни глубинные постулаты квантовой механики побуждают ученых размышлять над вопросами, которые на рубеже XIX и XX вв. могли бы показаться ненаучными. Авторы теорий о происхождении и строении Вселенной постепенно осознают, что их теории не могут быть экспериментально проверены.

В середине ХХ в. ученые были убеждены, что они вот-вот докажут, что мышление является механическим процессом, и тем самым подтвердят правоту Ламетри (XVIII в.), который уподобил человека машине. Однако, как видим, несмотря на стремительный рост потенциала компьютеров, мечты о создании искусственного интеллекта остаются недостижимыми.

После открытия в 1953 году Уотсоном и Криком спиральной структуры ДНК, многие ученые решили, что основная тайна жизни наконец раскрыта. С тех пор молекулярная биология достигла значительных успехов в объяснении клеточных молекулярных механизмов. Но невероятная их сложность, которая открылась биологам, еще больше отдалила решение проблемы объяснения происхождения жизни. Конце XX в. механистический редукционизм потерял любые перспективы. Возможно, благодаря этим изменениям многие ученые обращаются к тем теорий и сфер исследований, на которые до этого был наложен определенное табу.

Сегодня, например, целые коллективы ученых открыто исследуют явления, которые находятся на грани физической науки и сфер мистического и сверхъестественного. Примером могут служить Международная ассоциация новой науки (IANS), Общество научных исследований (SSE), Институт духовных наук (IONS), Международное общество по изучению тонких энергий и энергетической медицины (ISSSEEM). Все они регулярно проводят научные конференции и симпозиумы. Некоторые из феноменов, изучаемых ими, напоминают "мифические" явления, которые часто упоминаются в древних религиозных текстах и ??в современных сообщениях о религиозные откровения. Сотрудничество между учеными-теологами и этими новыми научными организациями может стать ценным источником новых достижений.

И. Шкловский конце жизни пришел к выводу, что парадокс Ферми, т.е. отсутствие явно видимых "космических чудес", означает нашу одиночество во Вселенной, и это молчание Космоса является важнейшим научным фактом. Это тем более удивительно, что обнаружено уже немало звезд, имеющих планетные системы, похожие с Солнечной, а из общего количества примерно секстиллионов (миллиард миллиардов) звезд не менее, чем в миллиарда из них есть планеты, по всем параметрам близки к нашей родной планеты Земля.

Наше время характеризуется появлением метанауки в результате интеграции философии, религии и других наук, преобразованием парадигмы, лежащей в их основе, вследствие языковых переформирований языковых систем. Общераспространенным явлением современности стали случаи, когда для расширения поля исследования или статуса самой науки она снова апеллирует к непосредственности, отказываясь от чистой рефлексии. Науки не описывают мир прямо, а лишь возможности, которые человеческие действия имеют относительно мира. Обращение к непосредственности - это форма инструментализации, автоматизации знаний, редуцирования их в технике как выражение овладения. Следовательно, и наука использует те же методы, что и религия - если становится невозможным только рациональная методология.

Загрузка...