Место морали и религии в системе духовных измерений человечества

Мораль и религия - особые формы духовности человека. Они долгое время развивались синкретично, нравственные идеи и заповеди были тесно переплетены с религиозно-ритуальными формами организации и поведения людей. Развитие религиозных систем шло в направлении кодификации и иерархизации открытых в измененных состояниях сознания истин, осложнения культовых практик и их философских обоснований. Нравственные заповеди в качестве универсальных и абсолютных требований получают санкцию в рамках религии и благодаря религиозно-культовым институтам. Эталонные нормы морали были прописаны в священных книгах. Принято считать, что развитая религиозная система включает следующие структурные компоненты: праксис (культ), теорию (философию, мировоззрение) и нормативную (императивную, сочетающий культовую практику и мировоззрение) базу. Именно последнего компонента религии и выделилась мораль.

Вместе с тем, исторически мораль развивалась не просто параллельно и косвенно с религией. Мораль близка к религии по своей природе: она оппозиционная действительности, претендует на то, чтобы привнести в действительность, социальные отношения и действия людей некий иной смысл. Вне религии это становится возможным только на той стадии развития цивилизации, когда индивидуальное отделение достигает уровня, достаточного для самостоятельной продуктивной социальной активности человека как индивидуального суб объекта. Мораль секуляризуеться и автономизуеться, находит свою специфичность относительно поздно, а именно с развитием капиталистических отношений. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что мораль как особый предмет исследования, как понятие морали появляется только в философии Нового времени и осмысливается как мораль автономного субъекта, свободной личности. Однако идеи, комплекс ценностей и императивов, которые были охвачены понятием морали, возникают именно на заре цивилизации, в процессе разложения родового строя, и первобытными социальными формами их воплощения были те, которые выработала религия. Сплоченность первобытного коллектива во многом гарантировалась самой его организацией как производственной единицы, в которой практически исключались внутриколлективные, межгрупповые противоречия и не существовало разногласий между "частным" и "публичным" жизнью. Однако имели место между поколениями и индивидуальные различия. Сплоченность коллектива могла ослабляться и при изменении окружающей обстановки. Решать возникающие противоречия была призвана религия в той специфической ее форме, которая известна первоначальном обществу - тотемизме.

Если нормы морали жестко связаны с религиозным учением, они обладают таким уникальным свойством, которая теряется в атеистических социумах. Если носителем моральных норм является положение религиозного учения, то соответствующие нормы являются обязательные для исполнения всего социума. Религиозная мораль единая для детей и взрослых, богатых и бедных. В религии сохранялся исключительный потенциал духовного воздействия на индивида активно использовался и пиздньородовому, и в ранньоцивилизованому обществе именно как механизм компенсации растущего отчуждения людей и обеспечения единства сообщества.

Религия была важным политическим фактором. Период становления государственности был и тем етатизации родовых культов (трансформации в государственные). Таким образом, религия оказывала социальные и духовные регулятивные механизмы, которые позволяли поддерживать социальное единство, не определенную хозяйственными или другими прагматическими сферами. И сама идея соединения, коринилася в родовых институтах, долго оставалась сакральной по своему содержанию. Правда, содержание морали был известным способом выражен в философии. К единству с Логосом и в Логосе призвал Гераклит. Идею онтологически заданной единства бытия несло учение Платона о царстве идей. Наконец, стоит вспомнить концепцию космополитизма, возникшая в конце V - начале IV в. в Греции. Космополитизм как мировоззрение не случайно состоит параллельно и косвенно с индивидуализмом. Декларируя принадлежность человека Космоса, он как бы освобождал ее от власти мелких связей в человеческих отношениях. Принцип всеобщности, существенно характеризует мораль, по своей сути близок принципа космополитизма. Только на основе космополитического мировоззрения, независимо, но не вне конфессиональными и философскими основами, этот принцип и мог быть выделен. Закономерный Связь между космополитизмом и всеобщностью нравственных постулатов проявился в христианстве, особенно в паулинизми (учении апостола Павла), где они впервые получают единое обоснование.

Религиозная мораль возникает из осознания обособленности и отчужденности человеческого существования, в стремлении к преодолению разорванности человеческого бытия - внутренней, в отношениях с людьми, в отношениях с природой и обществом, в отношении высшего (духовного идеала). В этом стремлении, как бы оно не проявлялось, кроется потребность человека в единении, понятной как целостность разумной жизни, как единство людей, как приобщение к истине, к безусловному и абсолютного идеала. Формирование безрелигиозной морали, что стало характерным для второй половины XX в., Привело к потере религиозной консолидирующей основы морали, следствием чего стало появление разных уровней моральных норм - классовой, социальной, возрастной.

Загрузка...