Мусульманская философия. Распространение ислама. Ислам в Украине

В Украину ислам распространен преимущественно в автономной республике Крым. Мусульмане Крыма относятся к суннитского направления. В 1242 году татаро-монголы завоевали полуостров: Крым вошел в состав Золотой Орды. В XV в. в связи с ее распадом возникло Крымское ханство, которое с 1457 года входит в состав Османской империи. Во главе мусульманского духовенства Крымского ханства стоял муфтий, который как высшее духовное лицо, был вторым после халифа - турецкого султана. Всей жизнью религиозной общины руководил имам. В XVIII в. только в Бахчисарае насчитывалось 32 мечети. Открывались мектебы и медресе. В 60-х годах XIX в. в Крыму было 23 медресе и 131 мектеб (школа начального образования). В 1774 году, после войны России с Турцией, Крымское ханство получило самостоятельность, но в 1783 году снова ее потерял: Крым был присоединен к Российской империи, притесняли татар, исповедовавших ислам, не только экономически, но и духовно. Во второй половине XIX в. Крым оставила 161 тыс. татар.

В 1917 году татары составляли лишь 36,6% сельского и 11,3% городского населения. Испытывало притеснения татарское население полуострова и во времена Советского Союза. В мае 1944 года из Крыма было выселено 188 626 татар. Сейчас идет процесс их возвращения и возрождения мусульманских религиозных общин.

В Украине на начало 2005 года действовало 472 мусульманские общины, большинство которых находится в Крыму. Мусульманские общины действуют в структуре трех самостоятельных центров: в Киеве - Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ), в Донецке - Духовный центр мусульман Украины (ДЦМУ), в Симферополе - Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК).

Мусульманская философия представляет собой систему религиозно-мировоззренческой ориентации и методов обоснования вероучения ислама, которая разворачивалась и функционирует в жестких вероучительных рамках. Основы религиозного учения ислама были заложены арабским религиозным и политическим деятелем Мухаммедом, который провозглашен мусульманами великим пророком и посланником Бога. Основную часть догматики своего учения, в частности идею страшного суда и загробной жизни, отдельные моральные принципы и т.п., Мухаммед заимствовал из Библии. Недаром некоторые историки религии рассматривают ислам как упрощенную версию христианства с ярко выраженным монотеизмом. Мусульманский монотеизм тесно связан с учением об определении, которое исключает всякую возможность свободного выбора и является основой фатализма.

Философское проблемное поле ислама сначала было ограничено морально-этическими поучениями и ярко выраженными социально-политическими принципами устройства - правовыми аспектами жизни первых мусульманских общин. Это сделало новую религию слишком уязвимой, а ее социальные и политические нормы и принципы оказались почти застывшими. Некоторые из них начали устаревать еще со времен первых халифов. Необходимость пересмотреть исламские нормы детерминировала возникновения различных течений в мусульманстве. И хотя внешне это выглядело как чисто религиозное явление, на самом деле в его основе лежали социально-политические процессы.


Теоретические основы ислама заложены чуть позже, в результате его непосредственных контактов и полемики с христианской теологией. Начало мусульманском богословию положили дискуссии, которые развернулись в начале VIII в. по поводу свободы воли и определения, несотворимости "слова Божьего", божественных атрибутов и трансцендентности Бога. Под непосредственным влиянием ближневосточной христианской мысли первые мусульманские богословы познакомились с античной философской наследием (платонизмом, аристотелизмом), которая вызвала развитие рационалистических тенденций в мусульманской теологии (Абу-аль-Хасан, Хасан-аль Ба-СРИ, Васил ибн Ата и др..). В результате возникла первая религиозно-философская школа Мутазилиты, которая развернула полемику относительно места и роли разума в интерпретации мусульманского вероучения и активно применила в борьбе с ортодоксами элементы античной диалектики. Мутазилиты выступили против дословного понимания текстов Корана, антропоморфного представления об Аллахе. Они создают учение о свободе воли, моральной ответственности человека за свои действия. Человек в своих поступках свободна в пределах системы действий, созданной Богом. Отсюда апелляция Мутазилиты к "веса деяний". Бог не может самовольно менять мере возмездия, так как она соответствует земным делам человека.

Конечно, эти идеи Мутазилиты вызвали жесткое противодействие ортодоксального мусульманства. Развернув в IX в. борьбу против Мутазилиты, ортодоксы все же вынуждены были принять отдельные их идеи и методы. На основе этого синкретизма стало возможным возникновение ортодоксального богословия - муть. Его основоположником был Ашари, известный Мутазилиты, который перешел на позиции ортодоксального мусульманства. В калами определения и божественность происхождения Корана приобретают значение догм, сохраняется антропоморфное представление об Аллахе. Ортодоксальные мусульманские богословы - мутакалимы создали многочисленную и разнообразную схоластическую литературу. Разработка основных положений ашаритського Каламу получила свое завершение в произведениях известного в то время философа Бакилани (ум. 1013).

Ашаритам приходилось бороться не только с Мутазилиты, но и с крайними ортодоксами, которые выступили против склонности ашаритив к компромиссам. Так, ашариты переняли мутазилитську атомистическую систему, которая была свободной интерпретацией теории Демокрита и Эпикура. По мнению метакалимив, существуют не только атомы пространства, но и атомы времени, неограниченное количество которых является основой всех явлений Вселенной. Но эти атомы не материальные, не имеют массы. Каждый из них отделен друг от друга абсолютной пустотой, их движение, связь и изменения в них происходят благодаря активной воли Аллаха. Аллах представляется не только демиургом, творцом Вселенной, который начал его словом "любой". Он находится в состоянии непрерывной творческой деятельности, создает одни атомы и уничтожает другие. Поэтому, например, рост и развитие живых организмов, как и растений, объясняется тем, что Бог все время создает новые атомы, а испарения и выветривания - тем, что он уничтожает отдельные частицы воды и минералов.


Мутакалимы отрицали наличие постоянных свойств и качеств вещей, связь между причиной и следствием, а следовательно, и любую закономерность явлений.

Они допускали только возможность приличия, или "привычки", заложенная Богом в природу. Именно благодаря этой "привычке" регулярно разливается Нил и другие реки, в определенные сезоны имеют место муссоны т.д.. Но Бог в любое время может возбудить "привычку", создав чудо. В связи с этим отрицались не только закономерность, но и вечность мира, который был создан во времени и погибнет в результате Страшного суда.

Несмотря на это, школы Мутазилиты и Ашари, апеллируя к античной философии и пытаясь использовать ее в интерпретации принципов мусульманского вероучения, невольно создали благоприятную почву для возникновения и расцвета в IX-XII вв. арабской философии (аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд), которая стала заметной звеном в мировой философской мысли между античной философией и европейской средневековой схоластикой. Основной задачей арабской философии было то же попытки теоретического обоснования вероучения ислама и его церковной догматики. Сначала арабы переняли у греков идеи Платона и неоплатоников, но впоследствии их внимание все больше сосредоточивалась на теоретическом наследии Аристотеля, в частности на его трактатах по метафизике, логике и физике. Правда, аристотелизм у них не культивировался в чистом виде. Он, как правило, переплетался с элементами неоплатонизма, который больше отвечал интересам теологии. Те же отдельные представители арабской философии, которые строили свои философские системы в основном на аристотелизма (ибн Сина и Ибн Рушд), неизбежно приходили к жесткой конфронтации с исламским ортодоксией. Несмотря на теоцентры-чнисть их философии, они отрицают религиозную догму о создании Богом мира из "ничего", а единственной основой бытия, его вечным источником считают материю. Богу при этом отводится лишь роль вечного источника действительности. Отбросив идею загробной жизни, бессмертие души, воскресение из мертвых, восточные ари-стотеликы бессмертным признают только человечество в целом, его умственную деятельность. О соотношении науки и религии, то эта проблема решается ими в плоскости теории "двойственной истины", согласно которой наука дает конкретные, частные знания, а религия - общую картину мироздания.

Реакцией на интеллектуализацию ислама в арабской философии было возникновение мистицизма, представленного суфизмом, который выступил не только против восточного аристотелизма, но и против мусульманской ортодоксальной теологии. Его идеология восприняла элементы учения и практики восточного христианства, неоплатонизма и буддизма. Отрицая ортодоксальную обрядность и не признав авторитета ортодоксального духовенства, пантеистически ориентированные суфии проповедовали мистическую, бескорыстную любовь к Богу, желание слиться с ним. Конечной целью они считают нивелирования индивидуальных особенностей человека и замену их божественными, представлений о мусульманской единство, основанные на идеях ислама о единобожия (Сатиаль-Хасури). Центральной становится теория "исламского пути" развития, широко пропагандируется многими международными мусульманскими организациями.

Загрузка...