Мусульманская догматика и культовая практика

В средние века были систематизированы обрядовые требования ислама. Пять из них выделены отдельно и названы "столбами": 1. Исповедание веры 2. Выполнение намаза - пятикратной молитвы 3. Соблюдение поста (уразы) в течение месяца рамадана 4. Выплата религиозного налога (закьят, садаку) 5. Паломничество в "священные места" ислама - хадж. В хадж вошло и поклонение могиле Мухаммеда в Медине, молитвы в ряде исторических городов. Каждый мусульманин стремится хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, где находится Храм Кааба с известным черным камнем - посланником неба. Кроме этих основных обрядовых обычаев в исламе существуют и другие, например, джихад - участие в войне за интересы своей страны.

Важнейшим обрядом мусульман суннет (обрезание), которому подвергают мальчиков в возрасте от 5 до 7 лет. Он обряд является внутренним признаку религиозной принадлежности, служит цели обособление мусульман от людей других вероисповеданий.

Мухаммед заложил первую в мусульманском мире мечеть, выглядела квадратного площадки. Молитвенные собрания проходили здесь под открытым небом.

В исламе, как и в других религиях, кроме обрядов и традиций, существуют еще и многочисленные праздники. Классический ортодоксальный ислам узаконил только два из них - Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Праздник Мавлид (день рождения пророка) отмечается мусульманами по лунному календарю в месяце рабиаль-авваль. 29 августа 570 года н.э., по арабским источникам, родился пророк.

Мухаммед - пророк ислама, происходил из небогатого, но знаменитого рода Хашим. Особое место в генеалогическом древе Мухаммеда занимал его дед Абд эль-Мотталиб. Тогда, когда Мухаммед стал старейшиной племени, основные должности в Мекке были в руках потомков Кусайте, которые возглавляли крупнейшие кланы. Им принадлежали ключи от храма Каабы, надзор за колодцем Зам-Зам, судопроизводство, решение вопросов отношений с другими племенами, хранения священного флага развевался над курайшитов во время сражений, контроль за уплатой налогов в пользу бедняков, голосования пол время заседаний совета старейшин, право созывать общее собрание, управления финансами городской общины, наконец, хранение гадальных стрел. Такими были десять основных должностей, существовавших в Мекке.


Мухаммед начал свою проповедническую деятельность в родном городе. Первыми приверженцами его религии были ближайшие родственники и рабы. Учение содержало важную и ценную мысль - уничтожение межплеменной и внутришньоплеминнои вражды, ибо все верующие являются одним народом - единственной уммой (по его терминологии). Община верующих, которая сплотилась вокруг пророка в Мекке, стала бы зародышем такой уммы. Она с самого начала была задумана как позаплеминна сообщество, принимает всех желающих - представителей разных племен и рас.

Мухаммед своей проповедью и силой оружия добился, чтобы родовая аристократия признала необходимость борьбы с Ираном и Византией за ключевые позиции в международной торговле, политическое доминирование на Ближнем Востоке, в Передней и Восточной Азии.

Объединения арабов под зеленым знаменем ислама завершили первым преемником Мухаммеда - "праведные халифы".

После двухлетней борьбы с противниками четвертого халифа стал Али (656-661), двоюродный брат и воспитанник Мухаммеда, его зять (женат на дочери пророка - Фатимой). Его поддержали рядовые мусульмане, недовольные засильем за османского правления представителей рода Омейя. Сторонников Али стали называть "шиит Али", то есть "партия Али". Отсюда и происходит название религиозно-политического течения шиитов. Именно Али начал имосмат. Он считал, что во главе государственной власти должен быть представитель пророка, только родственные связи с ним дают духовную власть, а вместе с ней и право на высшее светское должность. Из-за своей достаточно непоследовательную политику в отношении рода Омейя Али потерял поддержку низов общины. Более того, некоторые из бывших союзников он уничтожил. Один из хариджитов - бывших союзников - убил халифа Али в мечети города Куфа. В исламском мире возник глубокий раскол. Он распался на два направления - шиизм и суннизм, каждый из которых в свою очередь имеет ряд ответвлений. Шиитские секты: зейдиты, исмаилиты, карматы, изб-Табита, Алида, кадариты, мутазимиты, рафрдиты, друзы, асасины, "братья чистоты", бектамы, хуруфиты, баббиты, бехаиты, махдисты, Али-Иллах, хариджиты, сифриты, ибадиты, азрахиты и др.. Большинство из них сект отделилась по принципу признания того или иного имама.

Секты суннитского направления: низалия, сенуситы, саодия, сухардия, тиджамия, чиштия, захириты, мавлами, маликиты, маридисты, накшбан-действие, ашариты, ваххабисты, ансары, ханбалиты, мухаджиры, вайсовци, муримды, судизмы, ясавия, шафииты, ахль- аль-Хади, ахмадия, асха-бы, мутазилиты и др..

Ислам не только требует от последователей веры в свои догматы, но и предлагает им достаточно устойчивые принципы и правила поведения, соблюдение которых считается богоугодным делом. Совокупность этих норм получила новое название - "Шариат" (от араб, Шари - верный путь к цели). Шариат включает культовые правила и правовой-этические установки ислама, выполнение которых является обязательным для всех мусульман. Он не имеет аналога в других религиозных системах, включая как гражданские (светские), так и религиозные требования. Его наставления регламентируют правовые, моральные и религиозно-обрядовые отношения. Авторитет шариата объясняется тем, что со времени возникновения ислама и до XIX в. мусульманский мир практически не знал других законов.

В отличие от всех других религий, в исламе основные требования религиозного культа были включены в систему шариата. Поэтому культ был возведен в ранг закона, невыполнение которого рассматривалось не только как морально-религиозный нарушения (грех), но и как правовое (преступление).

Любые попытки реформ, даже частичных, неизбежно признавались противоречат исламу, и решительно отрицались.

Загрузка...