Социально-исторические причины возникновения ислама

По числу последователей ислам является второй (после христианства) мировой религией. По приблизительным подсчетам, общая численность мусульман на земном шаре составляет около одного миллиарда сторонников, проживающих в более чем 120 странах. В 28 странах ислам является государственной религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Пакистан и др.).. Подавляющее большинство мусульман (более двух третей общего количества) живут в Азии - это почти 20% населения этой части планеты. Около 30% последователей ислама живут в Африке, что составляет 49% населения этого континента. Следовательно, основная масса верующих мусульман сосредоточено на двух континентах.

Ислам - относительно молодая религия. Он возник в начале VII в. н.э. Формально времени появления ислама считается 622 год, когда основатель новой религии Мухаммед был вынужден бежать из своего родного города Мекки в соседнюю Медину. Господствующая аристократическая верхушка племени корейшитив не приняла его учения. Это произошло 26 июля 622 года. От этой даты и начинается мусульманское летоисчисление.

Время возникновения ислама - период острой социальной и политической борьбы, быстрому разрушению первобытного строя и формирования раннего классового общества на Аравийском полуострове. Время обострилась вооруженная борьба двух мировых империй - Византии и Ирана. Социальные и идейные волнения доходили и до Западной Аравии. Как социальное и духовное явление, ислам был, с одной стороны, итогом особого развития общества Аравийского полуострова, с другой - одним из порождений общих процессов, которые продолжались на Ближнем Востоке. Возникновение ислама связано как с влиянием и развитием монотеистических религий - иудаизма и христианства, так и с эволюцией религиозного сознания населения Аравии, со специфическими аравийскими формами синкретического монотеизма. Появились люди, которые верили в единого Бога, но они не относили себя к какой-либо официальной религии. Активно происходил процесс этнической и культурной консолидации арабов, формировалась единая арабский язык. Потребность в идеологическом обосновании этих политических, экономических и социальных изменений, в стимулировании их развития породила в Аравии различные идейно-политические движения. Ислам был проявлением этих общих процессов. Он стал важным фактором в становлении средневековой арабской народности, нового политического образования - Халифата, новой этноконфессиональной общности - общины мусульман (умма).

В отличие от христианства, ислам рождался в условиях борьбы многих экономических укладов. В арабских племенах велась жестокая борьба между мощной родовой аристократией племени корейшитив и простыми ремесленниками, земледельцами, ко-чивникамы-пастухами. Эта борьба, развернувшаяся в условиях первобытного строя, расшатывала его и приближала переход к классовому обществу. Раздробленность арабских племен, их экономическая отсталость, переход к классовому обществу с сильной централизованной государственной властью - все это вызвало потребность в силе, которая способна была бы сделать это историческая задача. Такой силой был новый феодальный строй. Ему необходимо было объединить все арабские племена для защиты от враждебных соседей - Византии и Ирана. Одним из препятствий на пути к осуществлению этой задачи были старые племенные культы, которые поддерживали отжившие традиции первобытного строя. Поэтому, начиная с конца VI в., Среди арабов начинается реформационное движение, известное под названием Хафинського (от араб. "Хафин" - пророк), который охватывает всю территорию Аравии. Составляется ряд центров религиозной реформации, крупнейшим из которых был Йемен на юге Аравии. Во главе этого движения становится Мусала. Второй центр разместился на северо-западе полуострова. Вождем его становится выходец из рода корейншитив Мухаммед, который после длительной борьбы одержал победу как над старой родовой аристократией, так и над Мусалимом.

Возникновение ислама подчиняется общим закономерностям формирования мировых религий. Он возник на базе родоплеменных культов одного из самых влиятельных племен Западной Аравии - курейшитов. Их богом был Аллах (араб. Аль-Илах), который со временем вытеснил богов слабых племен. В целом социокультурная ситуация того времени способствовала формированию у арабов монотеизма. Конечно, процесс формирования монотеистической религии не проходил сам собой. Сильный импульс предоставленное реальное историческое лицо - пророк Мухаммед (570-632 гг.) Оставив торговые дела, он в 610 году выступил с проповедью монотеистической религии, которую назвал "ислам" (в пер. С араб. - "Покорность", "предание себя Богу"). Мухаммед провозгласил, что существует лишь Аллах и что все должны быть покорны его установкам.

В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, осуществление благотворительной помощи бедным, осуждалось ростовщичество, провозглашалась необходимость придерживаться простых норм морали.

Загрузка...