Буддийское вероучение и культ. Распространение буддизма. Основные направления в буддизме

Сначала то, что проповедовал Будда, и то, о чем потом рассказывали его ученики, передавалось устно из поколения в поколение. И только через несколько веков после зарождения буддизма на острове Цейлон были впервые сделаны записи собраний священных текстов, получивших название Типитака (лит. три корзины). По легенде, в I в. до н. е. царь Цейлона собрал 500 лучших знатоков устной традиции и заставил их продиктовать то, что они по-память "яталы, такой же количества лучших писцов. Эти записи были сделаны на пальмовых листьях, которые затем складывались для хранения в плетеные корзины.

Другая версия канона - так называемая санскритская Трипитака - была написана позже в Индии. Различные школы и течения буддизма вносили поправки к ней. Поэтому в 1871 году в Мандалае (Бирма) был созван специальный собор, на котором 2400 его участников путем поривння различных списков и переводов Трипитака создали единый унифицированный текст. Затем его вырезали на 729 мраморных плитах, каждая из которых поместили в особом храме остроконечной крышей. Так была создана своеобразная оригинальная город-библиотека - Кутодо, которое уважают буддисты всего мира.

Трипитака включает в себя три части:

1. Виная-питака (110 плит) - "Корзина дисциплин" - содержит правила поведения, обязательные для членов буддистской общины (Сангхи). В свою очередь, Виная-питака тоже делится на три раздела. В первом из них (Сутта-вибханга) перечисляются грехи и наказания за них, суровое из которых - изгнание из общины. Во втором (Кхандхаки) идет описание основных церемоний, обрядов и правил поведения, которых должны придерживаться монахи. Третья часть (Паривара) составлена ??в виде вопросов и ответов, которые кратко рассказывают о некоторых из приведенных положений.

2. Сутта-питака (410 плит) - "Корзина текстов" - представляет в наиболее полном виде "Учение" (Дхарму). Это своеобразная энциклопедия буддизма, состоит из пяти сборников сутр (текстов), где учение изложено в форме нескольких десятков тысяч притч и бесед, приписывают Будде и его близким ученикам. Кроме того, в этой части канона входят сборники легенд и афоризмов, поэмы, комментарии и т.д.. Значительным произведением в этом разделе является Дхаммапада ("изложение учения"), в которой систематически и последовательно излагаются основные положения вероучения раннего буддизма. Дхаммапада состоит из 423 коротких стихотворений - сутр, которые сгруппированы в 26 главах. Эту книгу еще называют двойником Бхагават-гиты. Вообще материал Сутта-питака упорядоченный в специальные разделы (никайа) по длине: Кхудакка Никайа (Краткий раздел); Дигха Никайа (Довгий раздел), который включает в себя рассуждения; Мадждхима Никайа (Средний раздел) - об использовании буддийского учения; Самйутта Никайа - предписания для практической жизни буддиста; Ангутта Никайа - арифметически упорядочены размышления.

3. Абхидхамма-питака - "Корзина чистого знания" - метафизические и этико-психологические проблемы дхармы (учения, закон, праведный путь). Состоит оно из семи разделов философских рассуждений буддистов о мире и человеческое существо.

Кроме канонической литературы, буддисты считают полезной и неканоническую. Это сборники биографии Будды или комментарии к канону, состоявшие в II-УИИИ ст. н.э. Больше такой литературы было написано в ГУ-УШ вв. н.э., в период расцвета буддизма в Северной Индии и на Цейлоне.

Основой буддистского вероучения является открытие, которое сделал Будда в день великого прозрения, и изложил в первой бенаресская проповеди. Прежде всего это учение о "Четыре благородные истины" и "Благородный восьмиступенчатой ??(восьмеричный) путь". Эти истины, как считают сами буддисты, указывают на "Зло, возникновения Зла и преодоление Зла и благородный восьмеричный путь, ведущий к уничтожению Зла" (Дхаммапада, XIV, 191).

Первая благородная истина гласит: "Жизнь в мире полна страданий", то есть "рождение - страдание, старость - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание, соединение с неприятным - страдание, разлука с приятным - страдание, неполучение чего-либо желаемого - страдание" ( типитака / / Антология мировой философии: В 4-х т. - М., 1969. - Т. 1, ч. 1. - С. 118). Это возникает потому, что окружающему миру присущи Страдания, Субъективность и Изменчивость. Во-первых, окружающий материальный мир является иллюзия (майя), созданная бесконечными комбинациями - дхарм, носителей сознания. Комбинации дхарм, т.е. их специфические сочетание, и образуют природный мир в целом и любую его отдельную составляющую - богов, людей, животных, духов и т.д.. Проблема в том, что человек не знает этого и относится к миру как к чему-то реальному, чем и обрекает себя на бесконечные страдания. Во-вторых, существование человека также не является постоянным. И в-третьих, ничто в мире не является постоянным, все проходит, находится в процессе непрерывного изменения, а потому если мы стремимся достичь чего-то, то в конце остаемся ни с чем.

Вторая благородная истина говорит о источник страданий. Это - человеческое желание, глупые страсти - жажда жизни, наслаждений, земных благ и т.п., что приводит к новым рождениям. Жажда жизни возникает из трех источников - ненависти, обмана и "чувственных привязанностей". Она возникает потому, что человеческое сознание омрачено неведением истинной, идеальной природы всего. Из незнания возникает порочный стремление к действию, из порочного стремления - ложная установка сознания, с ложного сознания - ложные данные органов чувств, которые вводят нас в заблуждение относительно реальности окружающего мира, с иллюзорных чувств - бесполезны желания, страсти и прив "язаности, жажда жизни . Но самой опасной, по мнению буддистов, является привязанность к индивидуальному "Я", то есть эгоизм. Не менее опасны и другие п 'пять прив' язаностей: к богатству, секса, славы, еды и сна. Здесь можно увидеть ссылки на исходные для индуизма религиозные идеи существования Колеса бытия - сансары, т.е. бесконечного перерождения, и Кармы - кар за грехи, которую буддисты называют "законом зависимого существования". Действие "закона зависимого существования" сам Будда проиллюстрировал притчей об охотнике: если человек уничтожает жизнь, пачкает руки кровью, то, вновь рождаясь среди людей, она проживет короткую жизнь. Если человек, жалеет всех живых существ, сложит оружие, то в следующем перевоплощении среди людей она будет жить долго.


Третья благородная истина объясняет, что для освобождения от страданий необходимо избавиться желаний. Уже сама мысль об этом является самораскрытием благородной истины.

И последняя, ??четвертая истина касается пути избавления желаний - соблюдать учение Будды, которое может привести верующего к главной цели его бытия - нирваны (успокоение, угасание) - это состояние абсолютного покоя, в котором угасают все эмоции, страсти, чувства, любая прив "связанность к земной жизни, даже желание существовать в следующих перерождениях.

Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности вылечить, рецепт лечения. Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачом, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечению людей от духовных страданий. I своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой ради спасения, а не тратить время на разговоры о предметах, которых они не знают по собственному опыту. Он сравнивает любителя отвлеченных разговоров с дураком, который вместо того, чтобы позволить извлечь стрелу, которая в него попала, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана т.д..

Существует путь, который ведет к преодолению страданий. Это "благородный восьмилетний путь", связанный с соблюдением восьми добродетелей:

1. Правильные взгляды - необходимо верить в "четыре благородные истины", чтобы не отклониться от пути, продиктованного Буддой.

2. Правильная решимость - готовность овладеть своими чувствами и желаниями, действовать согласно истинами.

3. Правильная речь - правдивая, миролюбивым, без напрасных разговоров и ненормативной лексики.

4. Правильное поведение - непричинение вреда живым существам, воздержание от чувственных удовольствий, умышленного поиска пользы, участие в добрых делах.

5. Правильный образ жизни - зарабатывать на жизнь честно, достойно вести себя в обществе.

6. Правильное усилие - предотвращать всем, что вредит спасению, победить то, что прив 'связывает к жизни, развить достигнутые успехи, сохранить накопленные заслуги.

7. Правильное внимание (память) - постоянно помнить о наполненности жизни скорбью, необходимости отстранения от мирских прив 'язаностей.

8. Правильное сосредоточение - медитация - достижение внутреннего спокойствия, самоконтроля, неотвратимости в стремлении освободиться от плотских желаний, безразличия к страданиям и потерям.

"Восьмилетний путь" буддисты обычно делят на три части: первая (1-2) - связана с мудростью, вторая (3-6) - с моральным поведением, третья (7-8) принадлежит к практике созерцания, "очищение ума" , "тренировки мыслей", или йоги. Тот, кто пройдет этим путем, достигнет сначала просветление (самадхи), а затем идеального состояния нирваны. Человек, достигший нирваны (архат), разрывает Колесо бытия и больше не рождается в любой телесной форме. Это внутреннее угасание чувственности и телесности бы освобождает человека от его страдающего "Я" и от жажды жизни, которая влечет всех живых существ к бесконечных перерождений. Тем самым меняется власть кармы, и просветленный таким образом мудрец до конца растворяется в абсолютном покое, в гармонии вселенной невозможно описать с помощью привычных категорий и понятий. "Тот несравненный остров, где ничем не владеют и ничего не хотят, я называю Нирваной, уничтожением смерти и гибели - говорил Будда. - Мало кто достиг этого острова, но тем, кому удалось это сделать, завидуют даже боги".

Можно сделать вывод, что суть вероучения буддизма сводится к призыву каждого человека стать на путь поиска внутренней свободы, отбросить все цепи, сковывающие ее жизни. Будда попытался переосмыслить учение религиозной системы Древней Индии - брахманизма - о господстве закона Кармы над каждой отдельно взятым человеком. Он учил, что не только Карма подчиняет себе любого человека, а каждый человек может освободиться от сансары благодаря собственному усилию. При этом Будда указывал и на то, что все люди, независимо от национальных или социальных различий, имеют одинаковые способности для Просветления.

Уникальной особенностью буддизма является отсутствие веры в Бога-творца. Но что же делает его религией, если в нем нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души - основы церкви как посредника между Богом и людьми? Тем не менее известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии. Буддизм - религия прежде всего потому, что учит верить в спасение, или, как говорят буддисты, в возможность для человека достичь нирваны. Однако спасает не бог. Спасение приходит или изнутри человека, благодаря ее собственным духовным усилием, или же благодаря помощи будд и бодхисаттв.

Буддизм не является ни политеистической, ни монотеистической религией, но Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ. Он считает, что они подчиняются закону кармы и не могут помочь человеку выйти из колеса перерождений. Только среди людей могут появиться существа, из которых складывается своеобразный пантеон буддизма.

Каждое живое существо, достигшее просветления и изменила мир сансары на мир нирваны, становится буддой. Будды живут в космическом пространстве и имеют 32 сверхъестественные качества, поднимают их над богами (ходят по воде, становятся невидимыми, читают мысли, и главное - знают весь цикл перерождений вперед). Иногда перевоплощаются в земное тело, чтобы открыть людям глаза. Тогда случаются великие чудеса: с неба падают звезды, гремит гром среди ясного неба, дрожит земля, поднимается вода и т.д.. Будды проповедуют Истинное Учение и наставляют людей на благородный восьмилетний путь к спасению. Самые будды, которых уважают во всех буддистских странах, уже известный нам Шакьямуни, божественный мессия, будда будущего мирового периода, приход которого символизировать общую победу над страданием Майтрейя, пять будд частей света - Вайрочана (в центре Вселенной), Акшобх " я (на востоке), Ратнасамбхава (на юге), Амитабха (бесконечное свет - на западе) - обладатель счастливого чистой земли, и Амогасиддхи (на севере).


Бодхисаттва (пробужденная существо) - человек, достигший состояния высшего духовного пробуждения, но сознательно не вошла в нирвану, чтобы просвещать еще непросветленных. Путь, который должен пройти будущий бодхисаттва, делится на много этапов, которые человек проходит не последовательно, а одновременно, подобно благородному срединном (восьмилетнем) пути. Будущий ботхисаттва, который стремится к освобождению, сначала дает своеобразную обет двигаться в намеченном направлении, не обращая внимания на усталость, не успокаиваясь на достигнутом. На каждом из уровней он овладевает каким-то из шести важных ступеней: щедростью, нравственностью, терпением, мужеством, способностью к медитации, мудростью. Первый уровень - щедрость требует раздачи милостыни всем, кто в этом нуждается, второй - соблюдение всех общечеловеческих и буддистских моральных предписаний, требующих от человека также мужества, терпения и овладения искусством медитации. Все предыдущие уровне является основой для шестого уровня - мудрости. Поднявшись на этот уровень, человек становится святым, т.е. архатом.

В буддизме, в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть община верующих - сангха. Это духовное братство, которое помогает в процессе продвижения буддизма путем. Община обеспечивает своим членам жесткую дисциплину (Вина) и опытных наставников. Она не имеет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангха можно назвать и местную общину - всех буддистских монахов в мире, а ее члены не являются священнослужителями, посредниками между Богом (или богами) и мирянами. Миряне должны подавать монахам - это их обязанность и добродетель. Монахи, в свою очередь, учат их морали, ведут спасательные беседы, но они не вправе исповедовать или отпускать грехи. Если в одних направлениях буддизма, например в тхеравады, сангха играет определяющую роль, то в других, особенно в буддизме маха-ны, большое значение имеют монастыри-университеты. Впрочем, последние в широком смысле также сангхи.

Загрузка...