Понятие мировой религии

Мировыми есть религии, которые преодолевают этнонациональные ограниченности и становятся доступными для восприятия любым человеком. К ним относятся буддизм (VI в. До н.э., насчитывает около 400 млн верующих), христианство (I в. Н.э., насчитывает около 1,7 млрд верующих) и ислам (VII в. Н.э., насчитывает 935 млн верующих). Но это приблизительное количество, поскольку с каждым годом данные могут изменяться.

В мировых религиях в более полном и законченном виде присутствует монотеизм, представления о едином Боге как творце мира и законодателя для людей. Автономная община как доминирующая форма религиозной организации на этапе национально-государственных религий сменяется более централизованной организацией - церковью, которая состоит из мирян и священнослужителей. Но главная особенность мировых религий заключается в их наднациональном характере. Люди об соединяются в религиозную организацию как единоверцы, независимо от национальной, государственной, языковой или социальной принадлежности. Эта характерная черта мировых религий тесно связана с их особенностью: вера в единого Бога подразумевает именно то, что Он есть Бог для всех людей.

Религиозная статистика утверждает, что на рубеже ХХ-ХХI вв. к последователям мировых религий относит себя более половины населения планеты: каждый третий человек является христианином, каждый шестой - мусульманином, а восемнадцатого - буддистом. Остальные 1300000000 или атеисты, или люди, исповедующие различные формы первобытных и национально-государственных религий.

Наиболее ранней из мировых религий является буддизм, поэтому именно с него и надо начинать анализ феномена мировых религий. Основная зона распространения буддизма - страны Южной и Юго-Восточной Азии. Больше всего буддистов в таких азиатских странах, как Китай, Таиланд, Япония, Бирма, Вьетнам, Корея, Шри-Ланка, Камбоджа, Тибет как автономная область Китая, Лаос, Монголия и Бутан.

Буддизм возник в VI в. до н.э. в Древней Индии (точнее, в долине Ганга - одной из наиболее экономически развитых частей страны). Бывшие индийские верования (брахманизм, племенные культы) не могли в достаточной степени удовлетворить потребность в утешении. Культовая практика брахманизма заключалась в основном в жертвоприношениях многочисленным богам и сложных ритуалах, сопровождающих практически каждое событие. Общество делилось на варны (слои): брахманов (высшее сословие духовных наставников и жрецов), кшатриев (воинов), вайшьи Григорьев (торговцев) и шудр (обслуживают все другие слои). Буддизм с момента своего возникновения отрицал жертвоприношения и не принимал деление на варны, рассматривая общество как таковое, состоящий из двух категорий - высшей, куда входили брахманы, кшатрии и гахапати (люди, обладающие земельным и прочей собственностью), и низшей - включала людей , обслуживающих господствующие слои.

Привлекательность буддизма в стране со специфической кастовой структурой была в том, что он объявил жизни любого человека неизбежным несчастьем, и таким образом сравнял всех. Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Так, словом "брахман" Будда называет каждую благородную и мудрого человека независимо от его происхождения. Вот что говорится по этому поводу в одном из классических сочинений раннего буддизма - "Дхаммапада": "Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать. Я называю брахманом того, кто свободен от привязки 'язаностей и лишен благ. Я называю брахманом того, кто отрекся от мира и сбросил ношу, кто даже в этом мире знает цену своего страдания. Я называю брахманом того, кто среди взволнованных остается спокойным, среди тех, кто поднимает палку, - невозмутимым, среди привязанных к миру - свободным от привязанностей. Я называю брахманом того, кто говорит правдивые вещи, обучающие, без резкостей, которая никого не обидит. Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование и видит небо и ад, кто совершил все, что возможно осуществить ". Принцип всеобщего равенства - характерная черта буддизма, что роднит его с другими мировыми религиями.

Загрузка...