Древнейшей основой объединения людей в коллективы была кровное родство. Именно осознание себя родственниками привело к запрету брачных отношений в рамках одного коллектива. Такой коллектив называют родом. Поэтому первой формой организации общества была родовая. Род, родовая организация составляют сущность первобытности. Поэтому замена родовых связей территориальными знаменует принципиально новый этап в развитии человечества - возникновение государственного строя.

 

Этот первичный принцип организации людей, который делал невозможным брачные отношения в пределах одного коллектива, требовал общения с другими коллективами. За счет этого тоже проходило обогащения общественного опыта, а родовой коллектив рос количественно и за счет пришлых через брак людей. Этот коллектив создавал общину - основную хозяйственную единицу первобытности. Ядро ее составлял род - группа кровных родственников со своими традициями, территорией. Поэтому такую ??общину называют родовой, а древний лад - первобытно-общинным.

 

Первой формой общественного регулирования половых отношений считается ду-ально-родовой или групповой брак, характерный для ранней стадии первобытнообщинного строя. Групповой брак был отношением между родами, а не между лицами; любые половые связи в пределах рода строго запрещались, то есть они были экзогамный. В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежавших к одному поколению, и постепенно превратился в парный брак. На первом этапе его развития супруга жили отдельно (каждый в своем роду), позже мужчина переходил в род жены (Матрилокальный брак), а на более позднем этапе жена, в свою очередь, стала селиться в роду мужа (патрилокальный брак). Переход от земледелия и скотоводства способствовал подъему хозяйственной роли мужчины. Как следствие, парный брак укрепляется, дает начало моногамии (единошлюбности), в основе есть извечный союз мужчины с одной женщиной. По хозяйственно-бытовыми характеристиками брак становится монолокальним - супруги входит в состав одной семьи и одного хозяйства (В.И.Наулко и соавт., 1993).

 

В результате общинно-родовой организации жизни первобытного человека была полна духом коллективизма, а затем и традиций. Одной из отличительных черт первобытного общества и первобытной культуры является традиционность: господство устоявшихся взглядов, оценок, правил, то есть приоритет коллективных представлений над индивидуальными, личными. Сила обычаев и традиции в первобытном обществе была очень большой и распространялась на все сферы - производство, потребление, брачные отношения, взаимоотношения людей разного возраста и пола, степени родства и т. Поэтому первобытное общество именуют еще традиционным.

 

Итак, общинно-родовая формация возникает на почве родовых отношений, которые находились в основе и всего производства, распределения труда между членами и общиной, и распределением продуктов труда. Это - первобытный коллектив, где все не только экономическое, но и политическое, военное жизни общества определяется только самой общиной. С начала этой общиной управляла женщина по принципу родовых отношений (матриархат), а впоследствии - мужчина, когда пришлось отделять организационные функции от чисто родовых отношений (патриархат). Однако везде и всегда наиболее понятными в общинно-родовой формации были именно родовые отношения. И когда стоял вопрос о природе и мире в целом, то и в этой вполне объективной области тоже не находили ничего, кроме родовых отношений, то есть кроме отношений родителей и детей, братьев и сестер, дедов и внуков, предков и потомков. Абсолютно все на свете: и солнце, и луна и звезды, включая неорганическую и неживую природу, все это понималось как всеобщая родовая община. И поскольку такое вообще одушевления жизненно родовых элементов является признаком мифологического сознания, то, по мнению О.Ф.Лосева (1989), необходимо считать, что основной метод общинно-родового мышления - это мифология.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+