Многотомный труд английского историка и социолога А.Д.Тойнби (1889-1975) можно считать одним из ярких образцов социологического подхода изучения динамических процессов развития цивилизаций, которых, по предварительным подсчетам автора "Исследование истории" (издание в 12 томах, 1934-1961) начисляется 21 Позже Тойнби выделяет еще пять, добавляя их к уже описанных. Предварительный список включает шумерской, хеттский, Египта, вавилонскую, си-найську, древнекитайские, минойской, индийскую, сирийскую (цивилизация семитских народов Ближнего Востока), Андску, мексиканскую, Юкатанского, цивилизацию Майя, эллинской (то есть греко-римскую), две дальневосточные, арабский, иранский, западноевропейскую, византийскую православно-христианскую и русскую православную. В отличие от романтиков, Тойнби в основу исследования положил не национальный, а социальное. Цивилизации появляются, проходят этапы роста, надлома и, наконец, начинают распадаться.

 

Возникает вопрос - что побуждает к появлению в довольно объемном списке английского автора очередной цивилизации? Это зов жизни, является основой зарождения любого сообщества. Однако появление цивилизации обусловлена ??наличием двух факторов: пригодного для дальнейшего роста среды и "творческой элиты", которая способна организовать инертную большинство. Среда должна быть благоприятно для жизни, но и не без переборюваних препятствий, возникающих с необходимостью организоваться, собраться с силами, поверить в будущее, что является задачей элиты.

 

Слабость развития полинезийской цивилизации объясняется благоприятными условиями проживания, что первично удовлетворяя основные жизненные потребности населения, в результате тормозили ее нормальное развитие. Конкретика исторических фактов дает пример поражения Ганнибала в его борьбе с Римом. Оккупирована ним Капуя, богатая дары и роскоши, способствовала деморализации армии, раскладывая ее изнутри. Однако и постоянная напряженная борьба человека за выживание в условиях частой засухи, сильных ветров, ливней или жгучих морозов в еще не окрепшей цивилизации отнимает много жизненных сил, которых в итоге не хватает на цивилизационный прорыв. Цивилизация эскимосов в постоянной борьбе с природными силами будто застыла в своем развитии, не имея жизненных сил идти вперед. Кроме упомянутых полинезийской и эскимосской цивилизаций, по мнению Тойнби, к "застывших" принадлежат еще три: кочевая, спартанская и атаманская.

 

Ни географический фактор с климатическими, топографическими особенностями, ни этнический, расовый (зависимость особенностей развития цивилизаций от принадлежности человека к одной из четырех имеющихся рас), по концепции Тойнби, решающей роли в становлении цивилизация не играют. Найдавни цивилизации из известных нам (Китая и Египта) сформировались на берегах рек: первая - Янцзы, вторая - Нила, однако это не позволяет считать их хотя бы подобными друг к другу. Цивилизации, появившиеся на гористой местности Анд и Тибета, достаточно различаются по этнографическим признакам, принадлежат к разным языковым группам. Выжить и сформироваться цивилизациям помогает ориентация общественной жизни на аккумулирующие сублимацию ценностей.

 

Только при наличии тяги к духовного восхождения, переосмысления ценностных ориентиров от примитивных фетишизма и анимизма к более совершенным формам, в религиозном осмыслении Сущего, возникают основания говорить о дальнейшей жизнеспособности цивилизаций. Особое место здесь занимает религия.

 

В отличие от О. Шпенглера, английский исследователь в круговороте цивилизаций видит больше оптимизма, чем его предшественник. Несмотря на фатальную обреченность каждой цивилизации, будущее человечества видится Тойнби в преобразовании, в творческой теодицеи, через утверждение единой религии будущего.

 

Путь к суперцивилизация царства Божьего проходит через неизбежно затухание локальных цивилизаций. Из перечисленных 26 лишь 10 остаются живыми. Из них кочевая и полинезийская уже на смертном одре, а большинство других, попав под влияние западной цивилизации, вступили в фазу надлома и распада.

 

Смерть цивилизации обусловлена ??ее собственной неспособностью находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Если фаза роста определяется преодолением будничных проблем путем подбора правильных ответов, то в предсмертный час в результате дезинтеграции (потери обществом социального единства) или надлома творческой силы меньшинства (уничтожение творческой интеллигенции, создание условий, благоприятных для ее упадка и т.п.) и нежелание большинства подражать избранное конец будет неизбежным. На цивилизацию ждет смерть или, в лучшем случае, "окаменения", превращение живого тела цивилизации на мумию, своеобразный музейный экспонат.

 

С появлением первых томов "Исследование истории" появились и первые рецензии, большинство из которых вызвала довольно критический настрой как среди историков, так и социологов. Часть из них не была лишена предвзятости, язвительности в адрес "собственного сравнительного метода Тойнби", где то, что в работе "достойное одобрения не представляет для нас ничего особенно нового. А что в (ней) и есть нового, не представляет особой ценности «1.

 

Если у историков критические замечания направлены на эклектичность, субъективизм оценки исторических событий и явлений, нечеткость определения цивилизации в ее характеристиках и методологии исследования, то у социологов они сосредоточены на ядре концепции - философии истории. В основу исторического исследования Тойнби положено цивилизацию, однако признание цивилизации как целостной системы, элементы которой связаны между собой и взаимозависимы как органы живого организма, приводит к подмене конгломератов культуры (механического объединения разнородных явлений) системе. Непонятно, на каких основаниях (отвергая географические, антропологические, технологические факторы) английский исследователь объединяет римлян с греками и выделяет в отдельную цивилизацию, хотя и надломленной, спартанскую. Отсутствие внятного критерия отбора составляющих цивилизации и ее самой усиливается признанием неприемлемой для историка и социолога модели развития цивилизаций (рождение - развитие - упадок, что ведет к смерти, по аналогии с роста живого) как единственно возможной.

 


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+