Оперу считают одним из самых парадоксальных продуктов художественного творчества Нового времени. Итальянское слово оperа переводится как произведение, творчество, деятельность. Опера - это вид музыкально-театрального искусства; музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. 

 

Итак, в опере сочетаются воедино:

- Симфоническая музыка (в опере есть оркестр, который играет очень важную функцию);

- Вокальная музыка (в опере есть певцы)

- Поэзия и театр (в оперных спектаклях есть театральное действие, трагический или комический сюжет);

- Нередко в опере есть балет;

- Живопись (в опере используются специальные театральные декорации и костюмы).

 

Литературно-драматическую основу оперы составляет либретто, в котором заложена идея и сюжет.

Опера возникла в Италии на рубеже XVI - XVII веков. Толчком к созданию оперы стала ренессансная идея ученых-гуманистов, писателей и музыкантов по возрождению древнегреческой трагедии. В процессе исторического развития были выработаны разнообразные оперные формы: сольная ария, ариозо, каватины, различные виды вокального ансамбля, хора, а также увертюра и самостоятельные оркестровые эпизоды жанрового характера. Большое значение в опере имеет речитатив, воспроизводящий интонации речи человека и связывает сольные или ансамблевые номера. В некоторых операх вместо речитатива используется разговорный диалог. Большую роль в оперной драматургии играют лейтмотивы - короткие музыкальные темы-символы, характеризующие действующих лиц, определенные сценические ситуации и т.д..

 

Первую оперу, рукопись которой сохранился до наших дней, написал итальянский композитор Якопо Пери (1561 - 1633). Ее основу составляет древнегреческая легенда о волшебном музыканта Орфея и его жену Эвридику.

Важную роль в становлении оперного искусства сыграло творчество итальянского композитора Клаудио Монтеверди (1567 - 1643). Ему удалось достичь единства музыкального и драматического начал, гармонический язык художника полна драматическими контрастами и даже теперь поражает своей смелостью и живописностью. До наших дней дошли три оперы композитора - «Орфей», «Возвращение Улисса на родину» и «Коронация Поппеи». Последнее произведение композитор создал за год до своей смерти. Эта опера стала вершиной его творчества благодаря виртуозности вокальных партий и совершенства инструментального письма.

 

Жан Батист ЛюллиЗасновником французской оперы стал Жан Батист Люлли (1632 - 1687), который был замечательным скрипачом, дирижером, композитором, танцором. Оперы Люлли, которые он называл «лирическими трагедиями» (trag?dies lyriques), демонстрируют сугубо французский музыкально-театральный стиль. Сюжеты берутся из античной мифологии или из итальянских поэм, а либретто, с их величественными стихами, ориентированные на стиль великого современника Ж. Б. Люлли - драматурга Ж. Расина. Музыке Ж. Б. Люлли присущи торжественность, изысканность, в ней ярко отражены характерные черты французской музыкальной традиции - утонченная элегантность, сдержанная эмоциональность и одухотворенность. Известными операми Ж. Б. Люлли является «Альцеста», «Тезей», «Атис», «Армида».

 

Центром оперной деятельности второй половины XVII - начала XVIII в. стал Неаполь, а первым мастером нового стиля - Алессандро Скарлатти (1660 - 1725). В творчестве художника были обобщены основные тенденции итальянского оперного искусства рубежа XVII - XVIII вв. В опере А. Скарлатти всего интересовала мелодия, а не речитатив. Он развивал форму и мелодический стиль неаполитанской оперы-сериа (серьезная опера). В его творчестве окончательно сформировался тип арии da capo, где по первой части следует контрастный раздел, а затем повторяется первая часть. К наследию композитора входит около ста опер. Самыми известными являются оперы-сериа «Причуды любви или Розаура», «Коринфский пастух», «Большой Тамерлан», «Митридат Евпатор», «Телемак».

 

Георг Фридрих ГендельЗначний вклад в развитие неаполитанской оперы-Сериате XVIII в. в Европе совершил немецкий композитор Георг Фридрих Гендель (1685 - 1759). Начав свою профессиональную деятельность оперного скрипача, художник с 1706 по 1710 путешествовал по Италии. В 25 лет Г. Гендель прибыл в Лондон, где впоследствии получил монопольное право на постановку итальянских опер. Там он написал оперу «Ринальдо». Впоследствии появился целый ряд опер, в которых разнообразие и богатство гармонического письма соединены с чрезвычайной вокальной виртуозностью. Постановки опер Г. Генделя «Ацис и Галатея», «Юлий Цезарь», «Аэций» и «Альцина» с успехом проходят и в наше время.

С Неаполем связано также возникновение оперы-буффа - разновидности комической оперы, появившаяся как закономерная реакция на оперу-сериа. Этим видом оперы быстро заинтересовались в Вене, Париже, Лондоне. Наибольшей популярности комедия получила у студентов. Один из них, Джованни Баттиста Перголези (1710 - 1736), в 23 года написал маленькую комическую оперу «Служанка-госпожа». Это произведение имело невероятный успех. В его либретто речь шла не о подвигах древних героев, а о будничной действительности. Жанр оперы-буффа получил своего развития в творчестве композиторов Дж. Паизиелло и Д. Чимарозы.

 

Христофор Виллибальд ГлюкВагомий влияние на развитие оперного искусства имело творчество немецкого композитора Кристофа Виллибальда Глюка (1714 - 1787). Композитор совершил оперную реформу, основывалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения. Суть реформы Х. В. Глюка заключалась в подчинении музыки драматическом действии. Все внимание Х. В. Глюк сосредоточил на выявлении внутреннего мира героев. Инструментальные и вокальные средства были направлены на раскрытие содержания каждого слова текста. Перу композитора принадлежат оперы «Орфей и Эвридика», «Альцеста», «Парис и Елена», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде». В этих произведениях возвышенность драмы, характерна для оперы-сериа сочетается с богатством немецкого гармонического письма.

 

Вершиной развития оперы XVIII в. стало творчество выдающегося австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Художник создал собственный международный оперный стиль, отмечался гармонией между сольными и ансамблевыми номерами между вокальным и инструментальным началами. В юности он написал несколько итальянских опер - в стиле buffa и seria. Последнюю свою оперу-сериа («Идоменей») композитор создал в 25 лет. К комедийных опер В.А.Моцарта принадлежат «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Так совершают все женщины». Рядом с этим мастер создал оперы «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта», ставшая последней оперой художника.

 

Итак, В. А. Моцарт обобщил достижения различных национальных школ, овладел и переосмыслил разнообразные оперные жанры, поднял их на новый уровень, используя различные формы музыкальной драматургии для воплощения глубокого жизненного содержания.

 

XIX в. называют классической эпохой истории оперного театра. В этот кульминационный период раскрылись все ресурсы, достигли полноты развития все компоненты. Опера стала эмоциональной доминантой и символом времени. Ее не смогли нарушить ни театр, ни балет, который характеризовался собственной эстетикой, ни оперетта, получившая популярность в середине века.

 

Джоаккино РоссиниОпера составляла основу творчества известного итальянского композитора Джоаккино Россини (1792 - 1868). Именно в этом жанре проявились его мелодическая щедрость, остроумие и сатирическая меткость в изображении персонажей. Оригинальным шедевром комедийного искусства XIX в. стала опера художника «Севильский цирюльник». Яркая мелодика, естественность и живость характеров, изображенных композитором, простота и последовательность сюжета - все это обеспечило опере настоящий триумф.

Завершив традицию жанров оперы-сериа и оперы-буффа, Дж. Россини создает в 20-х гг XIX в. оперы проникнуты высоким патриотическим пафосом, героикой освободительной борьбы. Среди них особое место занимает опера «Вильгельм Телль». Яркая, реалистичная характеристика главных героев, впечатляющие массовые сцены, в которых с помощью хора и ансамблей изображен народ, а главное, чрезвычайно выразительная музыка получили «Вильгельму Теллю» славу одного из лучших произведений оперной драматургии XIX в.

 

Рихард ВагнерОдним из крупных реформаторов оперы в XIX в. был известный немецкий композитор Рихард Вагнер (1813 - 1883). Композитор пытался создать оперу, в которой драма была бы главной целью, а музыка - средством. Художник считал, что традиционную оперу должен изменить музыкальная драма, в которой слово и музыка равноправны и объединены в единое целое. Это возможно, по мнению Р. Вагнера, только если композитор одновременно является либреттистом. Для непрерывного развития действия мастер предлагает ввести свободные диалоги и монологи. Большое значение он придает выразительности вокальной речи, слово имеет иметь смысловую и эмоциональную нагрузку.

 

Оркестр, по мнению Р. Вагнера, имеет глубоко передавать чувства героев. Композитор был большим мастером и знатоком оркестра. И сегодня оркестровые эпизоды его опер является украшением программ концертов симфонических оркестров всего мира.

Среди известных опер композитора - «Риенци», «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда», театрология «Кольцо нибелунга».

Джузеппе Верди

 

Важную роль в развитии оперы сыграло творчество выдающегося итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 - 1901). Произведения художника до сих пор считаются вершиной оперного искусства. Оперы композитора характеризуются глубоким постижением внутреннего мира героев; простотой и выразительностью музыкального языка, динамичным развитием; высоким гуманизмом, направленным на выявление социальной несправедливости.

 

Свой путь в оперном искусстве Верди начал с героико-патриотических опер. «Ломбардцы», «Эрнани» и «Аттила», созданные в 40-х гг XIX в., Были восприняты в Италии как призыв к борьбе против угнетателей, к национальному единению. В 1850-х гг на творчество художника имела сильное влияние творчество французских литераторов романтиков, которые впервые обратили внимание на бесправных, униженных людей, не способных противостоять несправедливости жестокого мира. В это время композитор создал оперы «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», в которых раскрылись лучшие черты его музыкально-драматургического таланта. Эти произведения вошли в сокровищницу мирового оперного искусства, они являются наиболее популярными в мировом оперном репертуаре.

 

Среди произведений композитора стоит также отметить оперу «Аида». Она была заказана Верди египетским правительством на открытие Суэцкого канала и впервые поставлена ??в Каире в 1871 Впоследствии ее постановка состоялась на сценах всех оперных театров Италии.

 

В истории музыкальной культуры Дж. Верди прославился и как реформатор. Он окончательно изменил структуру и характер итальянской оперы, наполнил ее неповторимым вокалом, драматизмом, мелодичностью. Одним из высших достижений зрелого Верди стала опера «Отелло».

 

Жорж Бизе Одной из вершин французского оперного реализма стала опера «Кармен» выдающегося французского композитора Жоржа Бизе (1838 - 1875), созданная по новелле П. Мериме. Ее героями являются простые люди с сильными и противоречивыми характерами. В опере воплощены испанский национальный музыкальный колорит, разнообразие народных сцен, напряженный ход драматических событий. Буржуазная публика сначала не восприняла оперу. Лишь впоследствии «Кармен» стала одной из самых популярных опер в мире.

 

Михаил ГлинкаЯвищем мирового значения стала в XIX в. русская опера, первым классиком которой считают известного русского композитора Михаила Глинку (1804 - 1857). Выдающийся мелодический дар композитора, близость его мелодики к русской песне, простота в характеристике главных героев, обращение к героико-патриотического сюжета позволили художнику создать произведения, имеющие большую художественную ценность. Оперы Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в истории русской оперы и начали ее главные направления - народную музыкальную драму, оперу-сказку, оперу-былину. Впервые в русской музыке композитору удалось найти метод целостного симфонического развития оперной формы, полностью отказавшись от разговорного диалога. Операм Глинки присуща героико-патриотическая направленность, широкий эпический склад, монументальность хоровых сцен.

 

Следует отметить, что несмотря на захват русской интеллигенции творчеством Глинки, его новаторство, значительный вклад в историю русской музыки не получили признания на родине. Царь и его окружение предпочитали итальянской музыке. Посещение опер композитора стало наказанием для офицеров, провинившихся.

Глинка очень переживал из-за безразличного отношения двора, прессы, руководства театров к собственному творчеству, но художник отчетливо сознавал, что русская национальная опера должна идти своим путем и питаться собственными народными музыкальными источниками.

 

Жанр оперной музыки продолжил разрабатывать А. Даргомыжский, создавший первую в России социально-бытовую оперу «Русалка».

В 1860-х гг наблюдается новый подъем русской оперы, связано с деятельностью композиторов «Могучей кучки». Один за другим появляются шедевры оперной классики, обновляются старые жанры, создаются новые. Среди них - народные музыкальные драмы М.Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», где с невероятной силой зазвучала тема борьбы и страданий народа; эпическая опера А. Бородина «Князь Игорь». Оперный репертуар обогатили также А. Рубинштейн ("Демон"), А. Серов («Вражья сила»), С. Танеев ("Орестея"), С. Рахманинов («Алеко»).

Николай Римский-Корсаков

 

Оперный жанр составляет основу творческого наследия выдающегося русского композитора Николая Римского-Корсакова (1844 - 1908). Оперными средствами композитор стремился передать очарование русских сказок, своеобразие старинных русских обрядов. В эпических и сказочных операх Н. Римского-Корсакова элементы сказочности, фантастики сочетаются с ярким реализмом. Это оперы «Псковитянка», «Садко», «Царская невеста», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Майская ночь», «Золотой петушок». Всего творчество композитора составляет 15 опер. Основой оперной выразительности художник считал пение. Важную драматургическую роль в его операх также играл оркестр, нередко выполнял в операх самостоятельные симфонические картины и антракта.

Петр Чайковский

 

Особого внимания заслуживает оперное творчество известного русского композитора Петра Чайковского (1840 - 1893). Композитор создал оперы на исторические сюжеты - «Орлеанская дева», «Мазепа», «Опричник». Одновременно художник пишет оперы лирико-комедийного («Кузнец Вакула») и романтического плана («Чародейка»). Но вершинами оперного творчества стали его лирические оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». В опере «Евгений Онегин» композитор показал жизнь и отношения обычных людей. Благодаря уникальному мелодическом дара, искусному использованию интонаций русского романса, характерных для быта, изображенного в произведении А. Пушкина, П. Чайковский создал произведение, был легким для восприятия, и одновременно в нем нашли отражение сложные психологические состояния героев.

Опера «Пиковая дама» также написана на пушкинский сюжет. В этом произведении П. Чайковский предстает не только гениальным драматургом, который тонко чувствует законы сцены, но и большим симфонистом, что строит действие по законам симфонического развития. Опера довольно сложна, трагична. Однако ее психологическая сложность уравновешивается красивыми ариями, пронизанными яркой мелодикой, разнообразными ансамблями и хорами.

Основоположником украинской оперы был Николай Лисенко. Творчество мастера охватывает различные оперные жанры, в частности историко-героическую («Тарас Бульба»), лирико-бытовую («Недоросль»), комическую («Рождественская ночь»), лирико-фантастическую («Утопленница»), оперу-сатиру (« Энеида ») и др.. Большой интерес вызывает реалистичная опера «Тарас Бульба», музыка которой полна свободолюбивыми мотивами и патриотическим пафосом. Основной идейно-образное содержание произведения симфоническими средствами переданы в увертюре. Композитор также был основателем жанра детской оперы. На либретто отечественной писательницы и поэтессы Днепровской Чайки (Людмила Василевская-Березина) он написал одноактную музыкальную сказку «Коза-дереза», сатирическую оперу «Пан Коцький», фантастическую сказку «Зима и весна».

В оперном жанре также работали отечественные композиторы С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем»), А. Вахнянин («Купала»), Д. Сичинский («Роксолана»), М. Леонтович («Праздник русалок»).

Оперное творчество композиторов XX в. открывала неизвестные ранее средства музыкальной выразительности и образы. Композиторы пытались объединить в своем творчестве идеи и язык нового времени с выработанными ранее национальными традициями. Они писали сочинения, в которых отражалась реальная действительность.

Это нашло отражение в операх французских (К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Мийо, А. Онеггера, Ф. Пуленка) и немецких (А. Шенберга, Э. Кненека, А. Берга, П. Хиндемита) художников.

 

В 30-х годов прошлого века зарождается американская национальная опера, основателем которой был Джордж ГершвинДжордж Гершвин (1898 - 1937). Его опера «Порги и Бесс» отмечается глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. Опера получила признание в США и других странах и сегодня ее постановки с успехом проходят в ведущих театрах мира.

 

После второй мировой войны, благодаря творчеству известного английского композитора Бенджамина Бриттена (1913 - 1976), происходит становление современного английского музыкального театра.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+