Слово «оркестр» намного старше от того понятия, которого оно получило последние веками. В древней Греции глагол «орхеомай» означало «танцую», а орхестрой греки называли круглую площадку театра, на котором ритмично двигаясь, пел свои партии хор, был обязательным участником каждого спектакля. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже - именно объединение музыкальных инструментов и исполнителей. Состав оркестра в то время полностью зависел от места и характера музицирования. В состав светского оркестра рядом со струнными обязательно входили два чембало, флейты, гобоя, трубы, литавры и тромбоны. В церковном оркестре обязательно должен звучать орган.

 

Всего развитие оркестра тесно связан с развитием и усовершенствованием музыкальных инструментов и жанров музыки. В начале XVII в. возникают различные жанры гомофонного музыки, такие как опера, оратория и концерт. Оркестр, который исполнял роль сопровождения в опере, был активным участником оратории и концерта, предоставлял большие возможности для создания новых музыкальных произведений.

 

Во второй половине XVIII в. сформировался состав малого симфонического оркестра, который называют классическим. В него входят: смычковый квинтет (скрипки I - 10, скрипки II - 8, альты - 6, виолончели - 5 - 6, контрабасы - 3 - 4) и группа духовых инструментов (флейты - 2, гобое - 2, кларнеты - 2, фагота - 2, валторны - 2, трубы - 2). Группа ударных инструментов представлена ??литаврами.Вольфганг Амадей Моцарт И. Гайдн и В. А. Моцарт писали свои произведения именно для этого состава оркестра. И. Гайдн отразил в своих симфониях красоту и величие своей эпохи, ученые отмечают, что его симфонии - «совершенное зеркало культуры конца XVIII в.» [10, c. 9].

 

Вольфганг Амадей Моцарт (1756 - 1791) наряду с И. Гадном и Л. Бетховеном является представителем венской классической школы, основателем классического стиля в музыке, связанного с разработкой симфонизма как высшего типа музыкального мышления, законченной системы классических инструментальных жанров (симфония, соната , квартет), классических норм музыкального языка, его функциональной организации. В творчестве В. А. Моцарта универсальное значение получила идея динамичной гармонии как принципа видения мира, способа художественного преобразования действительности. Отображение гармоничной целостности бытия, ясность, светоносность и красота сочетаются в музыке В. А. Моцарта с глубоким драматизмом.

 

В центре художественного мира художника находится человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь художественно воссоздать объективную сущность человеческого характера. Стиля В.А.Моцарта присущи интонационная выразительность, пластическая гибкость, мелодичность, богатство, взаимопроникновение вокального и инструментального начал. За свою короткую жизнь В.А.Моцарт создал более 600 произведений разных жанров. Ведущими жанрами инструментальной музыки композитора есть симфонии, камерные ансамбли, концерты. Симфонии художника довиденського времени близки к бытовой, развлекательной музыки той эпохи. В зрелый период симфония приобретает у В. А. Моцарта значение концепционного жанра, складывается как произведение с индивидуализированной драматургией. Симфонии В.А.Моцарта является важным этапом в истории мирового симфонизма.

 

Моцарт-симфонисты подготовил путь Людвигу ван Бетховену (1777 - 1827). Главным идейным мотивом его творчества была тема героической борьбы за свободу, воплощенная с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт» и других произведениях. Именно Л. Бетховен, создав 9 симфонию в 1823, начал большой склад симфонического оркестра - с малой флейтой и контрфаготом в группе деревянных духовых, с тромбонами в группе медных духовых, с расширенной группой ударных (треугольник, тарелки, большой барабан) .

Для этого состав ряд симфонических произведений создали Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс, А. Брукнер, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. Бородин и другие композиторы.

 

Итак, можно сделать вывод, что симфонический оркестр - это большой организованный коллектив музыкантов, играющих на струнных, духовых и ударных инструментах. Но и симфонический оркестр имеет свои разновидности. В зависимости от того, где постоянно выступает симфонический оркестр - в концертном зале или в театре, в кино или в студии радиовещания, - меняется размещения музыкантов друг друга, а порой и их количество, потому акустические условия зала, театра, студии - неодинаковы. По этому принципу издавна различают, например, концертный и оперный симфонический оркестр. Музыканты концертного оркестра размещаются на эстраде, и, сидя в концертном зале, мы всегда видим и оркестр, и дирижера.

 

Оперный оркестр исполняет музыку опер и балетов. Его место в театре. Здесь оркестр является лишь одним из участников оперной или балетной представления. Поэтому, чтобы не мешать зрителям видеть артистов на подмостках, оркестр «прячут» в специальном углублении между партером и сценой, которое называется «оркестровой ямой».

Наиболее известными симфоническими оркестрами является оркестр Венской филармонии (с 1842), Бостонский симфонический оркестр (с 1881), оркестр Берлинской филармонии (с 1882), амстердамский «Консертгебау» (с 1888), Филадельфийский (с 1900), оркестр Лондонской филармонии (с 1932 ), Петербургский академический (с 1882).

 

Национальный симфонический оркестр Украины

 

Среди отечественных симфонических коллективов высоким мастерством отмечается Национальный симфонический оркестр Украины (художественный руководитель - народный артист Украины Владимир Сиренко), что является одним из ведущих музыкально-исполнительских коллективов Украины. Репертуар оркестра отмечается жанрово-стилевым многообразием. Коллектив исполняет произведения В.А.Моцарта, А. Дворжака, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Малера, В. Сильвестрова, Б. Лятошинского, Е. Станковича. Национальный симфонический оркестр Украины проводит интенсивную гастрольную деятельность в Украине и за ее пределами (Франция, Италия, Испания, Португалия, Нидерланды, Бельгия, Польша). Коллектив является постоянным участником ведущих европейских международных фестивалей. Одним из характерных признаков коллектива является непоколебимое соблюдение высоких идеалов классического искусства.

 

Стоит отметить, что история симфонического оркестра - это также история дирижерского искусства. Истоки этого искусства глубокой древности и связаны с «хейрономии» - старинной знаковой системой движений рук и пальцев, показывала направление и характер звучания музыки. Руководители оркестров использовали различные приемы дирижирования: пытались управлять вниманием музыкантов и показывать характер музыки с помощью обращенных в трубку нот, палкой, скрипичным смычком, и наконец, свободной рукой или руками, потому что в то время функции дирижера исполнял клавесинист, или органист, или скрипач -концертмейстер. И только в конце XVIII в. в руках дирижера появляется дирижерская палочка. Это событие имело огромное значение, ведь дирижер, освободившись от инструмента, все внимание обратил на музыкантов оркестра, на слаженность их общего звучания. Он стал руководить развитием музыки, но тут стоит заметить, что при этом дирижер стоял повернутый лицом к публике и спиной к оркестру! И только в середине XIX в. Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, впервые в истории дирижирования «невежливо» вернулись к публике спиной. Музыканты впервые смогли увидеть лицо дирижера, его взгляд, мимику.

 

Г. Берлиоз и Р. Вагнер (наряду с Л. Бетховеном, Ф. Листом и Ф. Мендельсоном) были основателями современного дирижирования. Они популяризировали творчество композиторов-классиков и собственную новую романтическую музыку.

Австрийский композитор, скрипач и дирижер Иоганн Штраус (сын) (1825 - 1899) руководил оркестром, одновременно играя на скрипке, или дирижировал двумя руками, повернувшись лицом к оркестру. Он гастролировал со своим оркестром во многих странах мира, в течение десяти лет руководил летними концертными сезонами в Павловске, где приобрел славу блестящего дирижера и скрипача-виртуоза.

 

Так постепенно складывался современный тип дирижера-исполнителя. Каждое имя - это яркая страница в истории дирижерского искусства. В конце XIX - начале XX в. прославились такие выдающиеся зарубежные дирижеры, как Г. Малер (Австрия), А. Никиш (Венгрия), позднее - Б. Вальтер, В. Фуртвенглер, А. Клемперер, К. Зандерлинг (Германия), А. Тосканини (Италия), и . Маркевич (Франция), Т. Бичем и Г. Шолто (Великобритания), Г. фон Караян (Австрия), Л. Стоковский, Ю. Орманди, Л. Бернстайн, Д. Левайн (США), К. Аббадо и Р. Мути (Италия), С. Озава (Япония) и многие другие.

 

В Украине в XVIII в. искусство дирижирования было связано, преимущественно, с хоровой музыкой. Первыми оркестровыми дирижерами были талантливые музыканты, выходцы из крестьян С. Дегтярев, И. Хандошкин и В. Пашкевич. Творчество выдающихся русских дирижеров конца XIX в. - М. Балакирева, Антона и Николая Рубинштейнов имела огромное влияние на развитие этого искусства в России.

Среди известных дирижеров XX в. следует назвать имена С. Рахманинова, С. Кусевицкого, М. Голованова, С. Самосуда, А. Гаук, К. Кондрашина, Е. Мравинского, Г. Рождественского, Е. Светланова, В. Гергиева, Н. Рахлина, М. Колессу , С. Турчака, В. Сиренко и др.....


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+