Вокальное искусство или пение - это исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами голоса певца идейно-образное содержание музыкального произведения. Именно пение считают одним из древнейших видов музыкального искусства. Пение бывает со словами и без слов; сольным, т.е. единогласным, ансамблевое (на два голоса - дуэт, на три - трио, на четыре - квартет) и хоровым. Обычно пение сопровождается инструментальным аккомпанементом, но может быть и без него. Это пение, называется a capрella. Какие жанры вокального искусства Вы знаете? Основными жанрами вокального искусства в классической музыке есть оперное пение, связанный с драматическим действием, с театральным зрелищем, которое включает в себя все виды вокального искусства, и камерный - выполнение романсов, песен, преимущественно соло или небольшими ансамблями.

 

Ученые отмечают, что пение является наиболее естественным и спонтанным проявлением музыки, поскольку он чаще всего связан с текстом и может одновременно отображать мысли и эмоции. Вместе голос - это своеобразный духовой инструмент, с помощью которого можно выдавать певческий звук. Голосовые связки, находящиеся в человеческом гортани, колеблются (вибрируют) под натиском воздушного потока с силой выталкивается из легких. «Уметь петь - значит уметь правильно дышать», отмечал большой знаток возможностей человеческого голоса, выдающийся русский композитор Глинка.

 

Певческие голоса бывают разные - высокие, средние и низкие. Среди мужских голосов выделяют тенор, баритон и бас. Среди женских - сопрано, меццо-сопрано и контральто.

 

Первой европейской школой пения была итальянская, она сформировалась в начале XVII в. и отличалась блестящими голосами. Вокальнисть итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала классический эталон звучания голоса. Высокая совершенство итальянского вокального искусства влияние на формирование и развитие других национальных вокальных школ: французской, характерными чертами которой были декламационные элементы, происходящие от розспивний декламации актеров французской классической трагедии; немецкого, что в своем развитии опиралась на национальные песенные традиции; русской школы, построенной на манере исполнения народных песен.

 

Украинский композиторская школа в целом и вокальная частности своим формированием обязана выдающемуся музыкально-общественному деятелю, талантливому композитору, незаурядному хоровом дирижеру и фольклористу, высокопрофессиональном пианисту и педагогу Николаю Лысенко (1842 - 1912). Основатель национальной композиторской школы, Н. Лысенко способствовал становлению украинской оперы. Весомым вкладом в отечественную музыку стал цикл вокальных и хоровых произведений «Музыка к" Кобзарю "Т. Г. Шевченко», в котором изображен целый ряд образов из народа. Романсы Н. Лысенко отмечаются искусным сочетанием приемов народной и профессиональной музыки, в частности классической и романтической. Яркими образцами этого жанра является романсы «У меня был любимый родной край», «Когда расстаются двое» на стихи Г. Гейне и др..

 

Николай ЛисенкоРизнобична творческая деятельность Н. Лысенко имела исключительное значение для развития украинской культуры: в процессе соединения народной и классической музыки произошло окончательное формирование стиля украинской профессиональной музыки в его общенациональном масштабе.

 

Достойными последователями Лысенко стали К. Стеценко, Я. Степовой, Н. Леонтович, А. Кошиц, Н. Аркас и другие композиторы Приднепровской Украине. Главной сферой их творчества оставалась вокально-хоровая музыка, в которую входили обработки народных песен, кантаты, церковные жанры и т.д.. Именно в этой области музыкального искусства украинские композиторы, прежде К. Стеценко и М. Леонтович, достигли вершин профессионального мастерства.

 

М. Леонтович. Щедрик

 

Песня является наиболее распространенным жанром вокальной музыки. Музыкальная форма песни связана со структурой и содержанием поэтического текста. Наиболее употребляемым является куплетная форма с припевом. Песня может быть, в частности, народной или авторской и делится на следующие функциональные жанры, как колыбельная, маршевая, детская, обрядовая т.п..

 

Важное значение для развития отечественного песенного жанра имело творчество композитора Анатолия Кос-Анатольского (1909 - 1983). В своем творчестве художник использовал самобытные образцы старогалицькои бытовой культуры. Это нашло отражение в его элегической и искренней «Ой ты, девушка, из ореха зернышко» на стихи И. Франко и воспалительной «Ой пойду пределы горы», написанной в ритмо-интонационных традициях гуцульского фольклора.

 

Яркой фигурой украинского песенного искусства и человеком широкой и искренней души был Платон Майборода (1918 - 1989). Композитор написал такие прекрасные и незабываемые мелодии, без которых трудно представить отечественную песенную культуру второй половины XX в. Известны песни «Родная моя», «Песня об учительнице», «Киевский вальс» и др.. Большинство песен композитора написано на стихи поэта А. Малышко. Песенно-романсовая наследие П. Майбороды насчитывает более 100 произведений. Многие песни художника приобрели большую популярность и стали действительно народными.

 

Александр Белаш Весомую песенное наследие (более 200 песен) оставил известный украинский композитор-песенник Александр Белаш (1931 - 2003). К ним относятся баллады гражданского звучания, лирические песни-романсы «Ясени», «Прилетела ласточка», «Снег на зеленых листьях» на стихи Ткача и другие произведения. А песня «Два цвета» на слова Д. Павлычко стала любимой для многих украинском. В этом произведении чрезвычайно глубоко переданы философию жизни, в котором почти всегда красное и черное, любовь и печаль.

 

Украинская песенная наследие также обогатилась замечательными песнями «Осеннее золото» и «Киев мой» И. Шамо, «Волшебная скрипка» И. Поклада, «Степью, степью» и «Мамина вишня» А. Пашкевича, «Глаза васильковые» и «Песня с полонины »С. Сабадаша,« Бархатцы »и« На калине меня мать качала »В. Верменича.

 

Одной из разновидностей вокального искусства является романс - камерный вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин «романс» возник в Испании и первоначально означал стихотворение на испанском языке, который рассчитан на музыкальное исполнение. Получив распространение в других странах, музыкальным термином «романс» стали называть вокальный жанр. В Украине в бытовом музицировании была распространена песня-романс, которую исполняли под аккомпанемент клавикорда, бандуры, торбан, позже - фортепиано или гитары. Этот вокальный жанр связан с фольклором. Распространение ярких народных песен-романсов повлекло формирование самобытного поющего стиля своеобразного украинского бельканто (от итал. Веll - красивый и cant - пение) - стиль вокального исполнения, которому присущи мелодизм и особая красота звучания. Этот стиль характеризуется лирической образностью, свободным мелодичным распевом, причудливой ритмикой.

 

Многие композиторы - профессионалов и любителей создавали песни-романсы. Важная роль в этой сфере музыкального искусства принадлежит Григорию Сковороде (1722 - 1794) - известному украинскому философу-просветителю, поэту, художнику, педагогу. Уже отмечалось, что он был талантливым музыкантом, играл на многих инструментах. До нашего времени дошли канты «Пастыри мили» и «Ангелы, знижайтеся», сборник «Сад божественных песен» Г. Сковороды. Его мелодии и сегодня звучат в различных устных версиях бандуристов и лирников как «Сковородинские песни». Однако, следует отметить, что романс отличается от песни большей детализацией мелодии и ее связью со словами, в значительной выразительной ролью инструментального сопровождения.

 

Развитие романса как синтетического музыкально-поэтического жанра начался со II половины XVIII в. в творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда), во Франции (Э. Мегюль, А. М. Бертон, Н. Далейрака), в России (А. Дублянский, А. Козловский). В XIX в. романс становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психологических нюансах. За XIX в. формируются национальные школы романса в России (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Балакирев, Ц. Кюи, М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Рахманинов), во Франции (Ш. Гуно, Ж. Бизе , Ж. Массне), в Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), в Польше (М. Карлович, К. Шимановский), в Украине (Н. Лысенко, Я. Степовой, К. Стеценко). Творчество мастеров романса развивалась одновременно с поэтическими направлениям. Тесно связаны имена Шуберта и И. Гете, Р. Шумана и Е. Гейне, М. Глинки и А. Пушкина. В XIX в. романсы стали объединять в вокальный цикл. Яркие образцы этого жанра создали Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, Г. Малер, М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, Г. Свиридов, Б. Бриттен.

 

Огромное восхищение вызывает творчество многих выдающихся мировых певцов. Энрико КарузоЗнаменитий итальянский тенор, мастер искусства бельканто Энрико Карузо (1873 - 1921) отличался высокой исполнительской культурой, в его пении сочетались мягкий лиризм и зажигательный темперамент. С одинаковым успехом исполнял лирические и героико-драматические партии в разных операх. Выступал также как камерный певец, особое место в репертуаре Э. Карузо занимали неаполитанские песни, художник был лучшим их исполнителем.

Марио Ланца

 

Еще одним представителем школы бельканто был Марио Ланца (Альфредо Кокоцца) (1921 - 1959) - знаменитый американский певец итальянского происхождения. С 1942 М. Ланца выступал как концертный певец, исполнял оперные партии. Художник отличался мощным, искрящимся голосом, имел пронзительный лирико-драматический тенор. Творчество М. Ланца является ярким образцом чисто итальянского стиля пения. Рядом с этим певец успешно проявил себя в кинематографе, с его участием вышли фильмы «Ночной поцелуй», «Любимец Нового Орлеана», «Большой Карузо», «Принц-студент» и другие.

Пласидо Доминго

 

Важное значение для развития мирового вокального искусства имеет творчество выдающегося испанского певца Пласидо Доминго (1943). Художник имеет ярко выраженный драматический тенор, очень массивный, тембрально насыщенный, мощный и выразительный. Певец отмечается экспрессивной, страстной манерой исполнения. За 1970 - 1980-х гг П. Доминго регулярно пел в спектаклях ведущих театров мира: лондонского «Ковент-Гарден», миланского «Ла Скала», парижского «Гранд-опера», американского «Метрополитен-опера», гамбургской и венской оперы . В октябре 1970 г. П. Доминго впервые выступил в опере «Бал-маскарад» Дж. Верди - в ансамбле с испанской певицей Монсеррат Кабалье, с которой они впоследствии составили один из самых известных дуэтов. Мировую славу певец получил, гастролируя с проектом «Три тенора», в котором кроме него участвовали Хосе Карерас и Лучано Паваротти. Он выполнил 130 различных партий, что является рекордом в истории теноров. Большим вкладом П. Доминго в развитие музыкального искусства является его дирижерская деятельность, а также создание им программ поддержки молодых артистов.

Лучано Паваротти

 

Одним из наиболее известных исполнителей современности в мире оперного искусства был знаменитый итальянский певец (тенор) Лучано Паваротти (1935 - 2007). Художник дебютировал на оперной сцене в 1961 году Он пел в театрах Италии и других стран, а также в оперной труппе австралийской певицы Джоан Сазерленд. С 1965 г. Л. Паваротти стал солистом миланского театра «Ла Скала». В конце 1970-х гг певец получил всемирную славу благодаря силе своего голоса и легкости верхнего регистра. Его «верхнее до» стало визитной карточкой художника.

 

Сотни тысяч слушателей посещали сольные концерты Л. Паваротти. Исследователи отмечают, что во время одного из выступлений в нью-йоркской «Метрополитен-опера» зрители настолько были поражены красотой голоса певца, занавес пришлось поднимать 165 раз. Этот случай был занесен в Книгу рекордов Гиннеса. 500000 зрителей слушали его концерт в Центральном парке Нью-Йорка - такую ??аудиторию не собирал ни один из популярных исполнителей. С 1992 г. Л. Паваротти участвовал в благотворительных концертах «Паваротти и друзья».

Лучано Паваротти - это легенда. Он совершил оперную революцию, имя певца навсегда останется синонимом красоты человеческого голоса.

Хосе Карерас

 

Важное место в вокальной музыке занимает творческая деятельность визначногоиспанського оперного певца (тенор) Хосе Карераса (1946). Исполнитель известен своими интерпретациями произведений Верди и Дж. Пуччини. В середине 1970-х гг певец завоевал все ведущие оперные сцены мира. Известный дирижер Герберт фон Караян пригласил Х. Карераса выполнить реквием Верди во время «Пасхального фестиваля» в Зальцбурге в 1976 г. После этого маэстро и тенор начали интенсивную творческое сотрудничество.

 

В огромной дискографии Х. Карераса насчитывается более 150 записей, к числу которых относится более 50 опер, ораторий, а также популярных классических сольных концертов, мировые тиражи которых не раз становились «золотыми» и «платиновыми».

В его автобиографической повести «Хосе Карерас - песня, несется из глубины души» освещается захватывающая история его жизни и неутомимого труда, испытания болезнью, его преданность семье и детям. Исследователи называют Х. Карераса настоящим героем нашего времени, чувствительным художником и мужественным гуманистом.

Сцены известных оперных театров мира всегда готовы принимать маэстро, каждое выступление которого сопровождается овациями.

Мария Каллас

 

Выдающимся представительницей вокального искусства XX в. является известная греческая певица (сопрано) Мария Каллас (Калойеропулу) (1923 - 1977). В 1938 г., будучи студенткой Афинской консерватории, М. Каллас дебютировала в партии Сантуццы в опере «Сельская честь» П. Масканьи. Получить славу певице удалось в 1949 г., когда она в течение недели спела партии Брунгильды в опере «Валькирия» Р. Вагнера и Эльвиры в опере «Пуритане» В. Беллини. За 1950 - 1960-х гг М. Каллас была солисткой театров «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Метрополитен-опера». Певица отличалась ярко выраженным романтическим исполнительным стилем, обладала блестящим артистизмом, мастерством бельканто. С 1982 в Афинах проводится Международный конкурс вокалистов имени Марии Каллас.

Монсеррат Кабалье

 

Славная испанская певица (сопрано) Монсеррат Кабалье (1933) также представляет искусство бельканто. Она дебютировала в ноябре 1956 г. в известном Базельском оперном театре в Швейцарии. М. Кабалье исполнила партию Мими в опере «Богема» Дж. Пуччини. Выступление имело огромный успех и перед певицей открылась дверь всех театров мира. Во второй половине XX в. М. Кабалье была ведущей исполнительницей главных женских партий в операх Дж. Верди и Г. Доницетти. Вокальный и драматический образы этих партий в ее исполнении слиты воедино. Музыковеды отмечают, что в искусстве певицы органично сочетаются виртуозные фиоритуры опер Дж. Россини и В. Беллини и драматическая сила музыкального театра Дж. Веди. Такое сочетание является редким явлением в оперной практике. М. Кабалье присущи не только высокое эмоциональное и драматическое напряжение, огромная страсть, но и естественная изысканность, величие и достоинство, символизирующие национальные особенности испанской культуры. Недаром голос великой певицы звучал на открытии Олимпийских игр в ее родной Барселоне в 1992 г.

Высокого уровня достигает украинского вокальное исполнительское мистецтво.Соломия Крушельницкая Известное в Украине и за ее пределами имя выдающейся отечественной оперной певицы (лирико-драматическое сопрано) Соломии Крушельницкой (1872 - 1952). Еще при жизни С. Крушельницкая была признана выдающейся певицей мира. Среди ее многочисленных наград и отличий, в частности, звание «Вагнеровская примадонна» XX века. Петь с ней на одной сцене считали за честь Э. Карузо, Т. Руффо, Ф. Шаляпин. Итальянский композитор Дж. Пуччини подарил певице свой портрет с надписью «Самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй». Успех С. Крушельницкой на оперных сценах мира был успехом и признанием украинской музыки и искусства.

 

Первый оперный дебют С. Крушельницкой состоялся 15 апреля 1893 Она исполнила партию Леоноры в опере Г. Доницетти «Фаворитка» на сцене Львовского оперного театра. В середине 1890-х гг начались ее триумфальные выступления на сценах театров мира: Италии, Испании, Франции, Португалии, России, Польши, Австрии, Египта, Аргентины, Чили в операх «Аида», «Трубадур» Дж. Верди, «Фауст »Ш. Гуно,« Страшный двор »С. Монюшко,« Африканка »Д. Мейербера,« Манон Леско »и« Чио-Чио-Сан »Дж. Пуччини,« Кармен »Ж. Бизе,« Электра »Р. Штрауса, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П. Чайковского и других. Где бы ни выступала знаменитая певица, она всегда чувствовала себя украинским и прославляла свой народ, его песни.

В 1920 г. С. Крушельницкая на вершине славы оставляет оперную сцену. Последний ее выступление состоялось в Неапольском театре в любимых операх «Лорелея» и «Лоэнгрин». Далее певица занимается камерной концертной деятельностью, песни исполняла восьми языках. Совершила турне по Украине, Европе, Америке. С середины 1940-х гг и до последних дней своей жизни С. Крушельницкая работала преподавателем вокала Львовской государственной консерватории имени Н. В. Лысенко. С 1987 г. в Тернополе проводится конкурс вокалистов имени С. Крушельницкой. Ежегодно во Львове проходит международный конкурс вокалистов имени С. Крушельницкой; традиционными стали фестивали оперного искусства.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+