Камерная музыка - это вид музыки, предназначенный для узкого круга слушателей и для выполнения в небольших помещениях. Для нее характерно внимание к внутреннему миру личности, этот вид музыки имеет большие возможности для передачи лирических эмоций и тончайших градаций душевного состояния человека. 

Возникновение камерной музыки связано с практикой домашнего музицирования в кругу знатоков-любителей. Камерные произведения исполняются соло или в ансамбле - с двумя (дуэт), тремя (трио), пятью (квинтет) и более вокалистами или инструменталистами. Наиболее распространенными инструментами, применяемые в камерной музыке, есть скрипка, альт, виолончель, фортепиано, флейта.

 

Современные жанры камерно-инструментальной музыки окончательно сформировались в творчестве венских классиков - Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. Это соната, трио, квартет, квинтет; ансамбли, в которых большая часть отводится струнным инструментам.

 

Камерно инструментальная музыка вобрала в себя стилистические черты других разновидностей музыкального творчества. Уже Л. Бетховен симфонизував свои квартеты, делал их более масштабными в плане формы и содержания. А его ведома «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано истинно симфоническим произведением по своему эмоциональности, монументальностью музыкальных образов. В произведениях композиторов-романтиков Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Шумана, И. Брамса очень ярко проявилось лирическое начало («Песни без слов» Ф. Мендельсона).

 

В первой половине XX в. камерно-инструментальные ансамбли существовали в довольно узком кругу интеллигенции, поэтому музыка для них не получила развития. Украинские композиторы создавали произведения малой формы - прелюдии, этюды, поэмы, циклы миниатюр, обработки народных песен и танцев для фортепиано и других инструментов.

 

Василий БарвинськийВагомою в отечественной камерной инструментальной музыке и постатькомпозитора и пианиста Василия Барвинского (1888 - 1963), который оставил многожанровое камерно-инструментальную наследие для различных инструментов и их составов (квинтет, трио, квартет). К уникальной «Сборники украинских колядок и щедривки» художника вошли 22 фортепианные обработки украинских древних церковных напевов Карпатского и Центрального регионов Украины. Композитору удалось создать собственный утонченный стиль благодаря использованию разноцветной колористической гармонии и фактурно-тембровых эффектов. Музыка композитора имеет глубоко национальный характер.

 

Борис Лятошинский Вершиной отечественной камерно-инструментальной музыки является монументальный «Украинский квинтет» Бориса Лятошинского (1894/95 - 1968), посвященный трагическим событиям войны. Его темы построены на интонационных источниках украинского фольклора - думах, исторических песнях, плачах. В этом произведении композитор продемонстрировал высокую ансамбльную мастерство.

 

Валентин Сильвестров Камерная музыка известного украинского композитора Валентина Сильвестрова (1937) характеризуется поисками тембровой соотношение различных инструментов, применением нетипичных ансамблевых составов и форм, использованием приемов полистилистики («Кич-музыка» для фортепиано, трио для флейты, трубы и челесты) и др..

Среди достижений камерной творчества также квартет «Армянские эскизы» А. Штогаренко, сюита для струнного квартета «Дружба» И. Шамо, квинтет для деревянных духовых инструментов Г. Таранова, а также произведения А. Филипенко, Л. Дычко, В. Губы , Ю. Ищенко, Е. Станковича, И. Карабица.

 

Камерный оркестр - это небольшого состава оркестр, основой которого является ансамбль исполнителей на струнных инструментах (6 - 8 скрипок, 2 - 3 альта, 2 - 3 виолончели, контрабас).) Иногда в состав камерного оркестра входит клавесин, на котором вместе с виолончелями, контрабасом и фагота выполняют партию генерал-баса. Иногда в состав камерного оркестра добавляют духовые инструменты. В XVII - XVIII вв. такие оркестры (в отличие от церковных или оперных) использовались для выполнения concerti grossi, концертов с инструментами, на которых выполняют соло, концертных симфоний, оркестровых сюит, серенад, дивертисментов и др.. Тогда их называли «камерными оркестрами». Этот термин вошел в обращение только в XX в.

 

Камерный оркестр, как большой так и малый, является самостоятельным типом оркестра. Возрождение камерного оркестра связано с ростом заинтересованности к классической и ранней классической музыкой, в частности творчеством Баха, со стремлением воспроизвести ее истинное звучание. Основу репертуара большинства камерных оркестров составляют произведения А. Корелли, Т. Альбинони, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и др.. Важное значение также имела заинтересованность камерным оркестром современных композиторов, которые пытались найти соответствующие средства для воплощения музыкальной идеи «малого плана». Выявление интереса к камерного оркестра также было реакцией на огромные оркестры начала XX в. и стремлением к экономии музыкальных средств, возрождением полифонии.

 

Для камерного оркестра XX в. свойственны значительная свобода, случайность состава, каждый раз определялся определенным художественным замыслом. Под современным камерным оркестром нередко понимают состав, в котором, как и в камерном ансамбле, каждая инструментальная партия представлена ??преимущественно одним солистом. Иногда камерный оркестр ограничивается струнными инструментами. В тех случаях, когда в него входят духовые инструменты, состав оркестра может колебаться от нескольких солистов до 20 - 30 исполнителей. Границы между камерным оркестром и камерным ансамблем очень размыты. В XX в. для камерного оркестра создают произведения в различных жанрах.

 

В ряд наиболее известных зарубежных оркестров XX в. относятся: камерный оркестр под руководством В. Штроса (ФРГ, организованный в 1942 г.), Штутгартский камерный оркестр под руководством К. Мюнхингера (ФРГ, 1946 г.), Венский камерный ансамбль старинной музыки «Musica anticua» под руководством Б. Клебеля ( Австрия), «Новые виртуозы Рима» под руководством Г. Фазано (1947 г.), камерный оркестр Загребского радио и телевидения (1954 г.), камерный оркестр «Кларион-концертс» (США, 1957 г.), камерный оркестр под руководством А. Бротто (Канада), Московский камерный оркестр под руководством Р. Баршая (1956 г.), камерный оркестр Московской консерватории под руководством M. Териана (1961 г.), Ленинградский камерный оркестр под руководством Л. Гозман (1961 г.), камерный оркестр Литовской государственной филармонии под руководством С. Сондецкис (Каунас, 1960 г.) и др..

 

Среди отечественных творческих коллективов значительное внимание заслуживает Киевский камерный оркестр, основанный в 1963 году. В прошлом коллектив возглавляли известные дирижеры Антон Шароев и Игорь Блажков. С 1990 года главным дирижером и художественным руководителем оркестра является выдающийся музыкант Роман Кофман (1936). В состав оркестра входят блестящие музыканты, которых характеризует артистизм и высокое профессиональное мастерство. Репертуар коллектива составляет камерная музыка украинских и зарубежных композиторов (Б. Бриттена, Г. Малера, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Шостаковича, В. Сильвестрова, Е. Станковича и др.).. Настоящей художественным событием стали концерты цикла «Роман Кофман и его друзья», которые проходили с участием оркестра. Этот фестиваль собрал выдающихся художников из разных стран Европы и привлек внимание поклонников классической музыки.

 

Киевский камерный оркестр проводит интенсивную гастрольную деятельность в Украине и за ее пределами (Корея, Германия, Франция, Нидерланды, Австрия, Бельгия, Великобритания, Испания, Португалия, Польша, Швейцария, США, Мексика, Япония). Восторженные отзывы о творчестве коллектива находим на страницах уважаемых журналов мира.

Важным для развития отечественной камерно-инструментальной музыки является творческая деятельность Национального камерного ансамбля «Киевские солисты», созданный в 1995 г. К 2009 художественным руководителем и дирижером этого замечательного коллектива был известный украинский скрипач Богодар Которович (1941 - 2009).

 

В состав этого коллектива входят талантливые молодые музыканты Украины, лауреаты национальных и международных конкурсов, среди которых много учеников Б. Которовича. Выступления ансамбля «Киевские солисты» всегда отличаются убедительной, яркой игрой. В репертуар коллектива входит барочная, классическая и современная музыка, созданная для камерного оркестра. Но главным в репертуарной политике «Киевских солистов» является выполнение масштабных произведений романтического направления.

 

За активную деятельность по популяризации украинской культуры и искусства Министерство иностранных дел Украины предоставило коллективу звание «Посол украинской культуры»....


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+