Флейта является одним из древнейших духовых музыкальных инструментов (аэроионов). Знаете ли Вы, что в доисторические времена флейта считалась символом жизни, потому что играли на ней с помощью дыхания, т.е. вдувая воздуха? Одна из древнейших флейт мира - свисток из сустава северного оленя, которому около 20 тысяч лет - была найдена при раскопках древнекаменного века. Еще более древняя флейта найдена на юге Германии, ее возраст около 30 тысяч лет.

 

Это означает, что люди играли на флейтах все это время - в период от 30 000 до 600 лет назад. Но на каких именно флейтах играла древний человек? Отверстия, регулирующие высоту звука, были изобретены значительно позже. Древнейшие флейты имели 2 - 3 трубки, более поздние - 4 - 5 и т. д.

 

Флейта Пана Такая многоствольная флейта называется флейтой Пана. Свое название она получила в честь древнегреческого бога, покровителя пастухов, который олицетворял силы природы. Флейта Пана дошла до нашего времени. Она отличается чистым и ярким звуком. У разных народов она бытует под разными названиями. В молдаван это «самый», в Литве «скудучай», в России - «кугиклы».

Продольная флейта была известна в Египте еще пять тысяч лет назад, и она остается основным духовым инструментом на всем Ближнем Востоке. Поперечная флейта с 5 - 6 пальцевыми отверстиями была известна в Китае около трех тысяч лет назад, а в Индии и Японии - более двух тысяч лет назад.

 

В Европе в период Средневековья были распространены, в основном, простые инструменты Свисткова типа, а также поперечная флейта, проникла в Центральную Европу с Востока через Балканы, где сейчас остается одним из самых распространенных народных инструментов. В Западной Европе флейты вышли из употребления после падения Римской империи (V в.) И возродились лишь в X - XI вв.

 

Многочисленные изображения и описания флейты встречаются в западноевропейских источниках с XVI в. В период раннего барокко цилиндрические поперечные флейты с примитивной системой пальцевых отверстий, которые были популярны в эпоху Возрождения, перестали соответствовать требованиям нового инструментального письма. Барочные флейты (флейты Траверсо) с коническим каналом и одним клапаном, сконструированные парижскими мастерами, получили распространение на рубеже XVII - XVIII вв. во Франции и Германии. Популярность флейт возросла с возникновением публичного концертной жизни, повлекшее расцвет любительского музицирования; флейта, отмечалась легкостью звукоизвлечения и богатыми техническими и выразительными возможностями, получила распространение среди любителей.

 

Для флейты много писали композиторы А. Вивальди, И. С. Бах, Г. Гендель, Ж. Б. Лойе, Дж. Саммартини, Г. Телеман, И. Хассе. После флейтовых квартетов и концертов молодого В.А.Моцарта сольный и ансамблевый репертуар для флейты долгое время не поповнявся серьезными новыми произведениями.

 

Весомым фигурой флейтового искусстве стал немецкий флейтист - композитор, виртуоз и теоретик Иоганн Кванц (1697 - 1773). Он не только усовершенствовал инструмент и создал произведения для флейты, которые звучат и сегодня. Перу И. Кванца принадлежит первый методический трактат «Опыт руководства по игре на поперечной флейте», в котором замечательный музыкант сформулировал важные принципы в искусстве флейтового исполнительства. Ученые отмечают, что пытливый ум конструктора и педагога-методиста, творческая фантазия композитора сочетались в нем с виртуозностью великого артиста.

Теобальд Бем

 

Современный тип флейты создал в 1832 г. уже упомянутый нами немецкий флейтист, музыкальный мастер Теобальд Бем (1794 - 1881). Он заменил конический ствол флейты цилиндрическим и настолько расширил игровые отверстия палец исполнителя уже не мог полностью их закрыть. Благодаря этому появилась система клапанов, размещенная под пальцами настолько удобно, что исполнитель мог легко преодолевать трудные технические построения.

Обычно флейты изготавливали из серебра, хотя некоторые исполнители предпочитали деревянным флейтам, были также инструменты из стекла и слоновой кости.

 

В оркестре флейту начали использовать с середины XVIII в. Сначала флейты заменяли духовые музыкальные инструменты гобое. С начала XIX в. в состав оркестра входила одна флейта, впоследствии стало традиционным использовать две флейты и пикколо, а в XX в. в оркестре появилась и альтовая флейта.

Особый яркий тембр флейты привлек внимание французских композиторов к этому инструменту. Для него создали музыку К. Дебюсси, А. Онеггер, Д. Мийо, Ж. Ибер. Для флейты также писали П. Хиндемит, С. Прокофьев, Б. Мартину, В. Пистон.

Юрий Шутко

 

В Украине флейтового искусство представляет блестящий музыкант, талантливый педагог Юрий Шутко (1968). Сейчас он единственный в нашей стране музыкант-флейтист, который выступает с сольными концертами, а также всемирно известными дирижерами: Урсом Шнайдером (Швейцария), Саулюсом Сондецкисом (Литва), Юрием Луцива, Мирослав Скорик, Станиславом Винярчиком (Украина).

 

Музыкант осуществил много записей на телевидении и в фонд Украинского радио. Ю. Шутко является первым исполнителем ряда произведений для флейты зарубежных и отечественных композиторов, написанных специально для него.

 

В репертуар Ю. Шутка входят произведения всех стилей и жанров для флейты соло; флейты в сопровождении фортепиано или оркестра, созданные композиторами мира за последние триста лет, начиная с музыки барокко - произведения Баха, К. Ф. Э. Баха, Г. Генделя, А. Вивальди, Г. Телемана, Ж. Б. Люлли, М. Маре, Ж. Б. Лойе, Ф. Бенди; музыки эпохи классицизма - произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Гайдна , К. В. Глюка, К. Стамиц, Д. Чимарозы, Ф. Госсека; композиторов-романтиков - произведения Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Кула, Ф. Мендельсона, С. Франка, К. Рейнеке, С. Меркаданте, Г. Форе, Ж. Массне, Н. Паганини; музыки ХХ века. - Произведения К.Дебюсси, М.Равеля, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, С.Рахманинова, П. Хиндемита, Б. Мартину, Дж. Энеску, Ж. Ибер, Ф. Пуленка, А. Оннегера, Д. Мийо; украинских композиторов - произведения М. Березовского, Н. Лысенко, В. Губаренко, Е. Станковича, Ф. Якименко, В. Губы, Ж. Колодуб, Л. Дычко.

 

Возвышенное выполнения виртуозного флейтового репертуара отмечается непревзойденным мастерством игры Ю. Шутка. Музыковеды отмечают, что в его руках флейта по своему воздействию на слушателей ничем не уступает человеческому голосу, скрипке или фортепиано. Манера исполнения художника отмечается яркостью, виртуозностью, богатством нюансов и различных красок и производит завораживающее впечатление. «Неповторимое звучание флейты в руках Юрия Шутко напоминает прекрасную, хотя и печальную историю любви Орфея и Эвридики» (19 апреля 1997, газета «Вечерний Киев»).

Свирель

 

Следует заметить, что кроме классической флейты и флейты Пана место среди флейтовых в Украине занимает свирель. Она издавна бытовала у многих народов мира. Название «свирель» происходит от древнеславянского слова «сопатый», «сопеть» (шипеть), отсюда «сиплый» - «свирель», «сиповка». Свирель и ее разновидности известны и во времена Киевской Руси с названиями «соплей», «сопелка», «свирель», «дудка» и др..

 

В церковных летописях, начиная с XI в., Эти названия часто фигурируют как «дьявольские» скоморошить атрибуты [14 c. 207]. Одновременно «соплей» рядом с «трубами» и «СУРН» издревле входили в перечень инструментов русского войска.

 

Вопреки разным официальным запретам играть на свирели, оставалась во все времена любимым народным инструментом. На свирели прекрасно играли студенты Киево-Могилянской академии, на ней музицировали известные деятели украинской культуры. Существуют сведения, что Г. Сковорода еще в доме отца овладел свирель и свирель. Он выходил на рассвете в рощу со свирелью и встречал восход солнца. По некоторым свидетельствам, художник так усовершенствовал собственную дудку, что мог воспроизводить на ней пение [14, с. 208].

 

Свирель и ее разновидности получили распространение во многих регионах Украины, но везде они имеют разные названия, собственную технологию изготовления и определенные конструктивные отличия. На Гуцульщине свирель называется денцивка, имея свисток в виде донышка, в лемков - Сопивка, на Подолье и Полесье - дудкой [14, с. 208]. Любимым инструментом гуцулов была и остается традиционная денцивка на пять-шесть отверстий. Этот инструмент звучит в будни и в праздники, на нем играют «для себя» и для аудитории. На свирели просто и эффектно выполняют различные мелизмы: форшлаги, трели, морденты и др..

 

Свирель является сольным и одновременно ансамблевое инструментом, органично сочетается со скрипкой кимвалов и другими народными инструментами. Поэтому она считается одним из ведущих инструментов ансамблей тройственных музыкантов, входит в состав оркестров народных инструментов.

В народно-инструментальной музыке Украины она заняла видное место, потому свирель справедливо можно считать национальным инструментом украинского народа....


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+