Стратегические методы предприятияСтратегический анализ означает преобразование базы данных, полученных в результате анализа внешнего и внутренней среды, а также миссии и целей на стратегический план предприятия. Стратегический анализ означает по сути формирования стратегического плана предприятия. Стратегический анализ мультибизнесного предприятия называют стратегическим анализом. Инструменты стратегического анализа (планирование):

1. Формальные (стандартные) модели. В отечественной экономической литературе под моделью принято понимать определенное формализированное в терминах экономико-математических методов изображение экономических процессов и явлений. В рыночной же экономике великого распространение получило понятие модели как инструмента выработки стратегий, не обязательно формализованной в выгляди математических отношений, однако такой, что отражает динамичность процессов во внешней и внутренней среде. В этом аспекте методы и модели представляют собой в определенной мере синонимы. К формальных моделей можно отнести матричные методы, которые составляют отдельную тему для изучения.

2. Самостоятельный творческий анализ (планирование) с использованием известных традиционных методов и приемов экономического анализа среди которых:

А) Статистически-экономический метод.

Приемы:

а) статистически- практическое наблюдение - для сбора цифровых данных, выборочно- го обследования, анкетирование и т.д.;

б) приемы экономического группирование, сравнения, исчисления средних и относительных величин, индексов и т.д.- для анализа собранного материала, установленными закономерностей, выявление резервов, факторов, тем- пол изменений, интенсивности явлений.

Б) Расчетно-конструктивный метод.

Приемы:

а) выделение главной звена;

б) взвешивания;

в) аналогии;

г) эвристический;

д) применение нормативов для выделения главных факторов и условий, создание системы мер, моделей, концепций, программ развития и других проектов.

В) Абстрактно-логический метод.

Приемы:

а) индукции и дедукции;

б) анализа и синтеза;

в) сравнение;

г) системно-структурный;

д) формализации и моделирования;

е) программирование и прогнозирование - для разработки графических и других моделей, расширение существующих определений понятий, создание системы работы, концепций и программ.

Г) Монографический метод - для детального исследования и описания отдельного типового или передового подразделения (объекта).

Д) Экономико-математические методы, в частности, симплекс-метод - для оптимизации объекта исследования и максимизации прибыли; кореляционно-дисперсный анализ - для установки взаимозависимостей составляющих объекта, выявление факторов и уровня их влияния.

Для стратегического анализа чаще всего используются методы:

* расчетно-аналитические - балансовый, нормативный и другие;

* графоаналитические - экстраполяционные (трендовые), сеточные, регресивно-аналитические, корреляции, трендов и т.п.;

* экономико-математические - линейного, нелинейного и динамического программирования, теории игр и другие;

* эвристические (построены на опыте исследователей и руководителей) - методы экспертных оценок, методы сценариев, т.д.

3. Специфические методы и модели стратегического анализа, которые, кстати, широко используются за рубежом, следующие: а) метод разрыва;

б) модель жизненного цикла товара (ЖЦТ);

в) кривая опыта;

г) модель "продукт-рынок",

д) матричные методы портфельного анализа (БКГ, "Мак-Кинси", АДЛ) и другие. Большинство из них станут предметом изучения в данной и последующих темах.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+