Цели предприятияЦели предприятия - это его желаемое состояние, конкретные пределы, которых оно должно достичь во всех сферах деятельности в конце стратегического периода и на промежуточных этапах.


Значение целей предприятия.
Значение целей трудно переоценить. По свидетельству Ансофа, в США 98 % всех неудач в бизнесе связаны с отсутствием в бизнесменов ясных, четких целей. Учитывая поразительную нестабильность внешней среды украинских предприятий, отсутствие у них навыков стратегического мышления, большая мобилизующая роль целей для них очевидна.


Функции целей предприятия.
Важность целей определяется функциями, которые они выполняют:
- критериев для принятия решений;
- инициативы или мотива действий персонала;
- инструмента управления (требования к действиям персонала, определения направлений развития предприятия);
- координации (обеспечение бесконфликтности лиц, которые
принимают решения, согласования действий подразделений);
- контроля (сравнение оперативных показателей состояния
предприятия с целевыми). Цели конкретизируют миссию, выступают ориентиром поведения всех членов коллектива. И, наоборот, миссия является интеграционным декларативным выразителем целей. Кроме миссии и целей есть еще одно понятие, которое характеризует концевое состояние предприятия, выступает мощным мобилизующим началом всего коллектива - цель предприятия. Цель - это группа важнейших целей, которые наиболее адекватно отражают желаемый конечный состояние предприятия на достижение которого направлены все другие цели. Цели устанавливаются во всех сферах деятельности предприятия: относительно позиции на рынке, по объемам производства и ассортимента, по доходам и рентабельности, по финансам, по инновациях, по поставщиках, клиентах, стейкхолдерах, по продажам, производственных и трудовых ресурсах, по менеджменту, этапа, по организации производства и оплате труда, в социальной сфере и т.д.
Примеры формулировки целей:
- достичь лидирующего положения в отрасли путем доли рынка до __% (такая цель может выступать целью);
- обеспечить выпуск следующих товаров в следующих размерах__
- достичь следующих показателей качества ;
- сократить нормативные сроки обслуживания клиентов на __ дней;
- выйти на следующие новые рынки в следующих дат;
- снизить затраты на единицу продукции на;
- освоить такие новые виды товаров и услуг;
- источники, объекты и объемы инвестирования следующие;
- направления и объемы инноваций;
- динамика денежных поступлений и доходности;
- достичь следующих финансовых коэффициентов;
- изменить сеть сбыта продукции следующим образом;
- освоить такие технологии в следующих объемах;
- перейти к следующей организационной системы управления ;
- изменить систему оплаты труда следующим образом;
- восстановить уставный фонд за счет.
- построить следующие объекты, приобрести следующую технику.
- и так далее.
Требования к формированию целей. Цели должны быть:
1. Научно-обоснованными;
2. Конкретными (выражать конкретные цифры и факты);
3. Реальными, достижимыми (нереальные приводят к демотивации исполнителей);
4. Такими, которые не противоречат законам страны, подзаконным актам и другим официальным регулятивным документам;
5. Понятны исполнителям (в таком случае они будут о- быть инициативу);
6. Измеряемыми (чтобы можно было оценить выполнение);
7. Гибкими (корректироваться в зависимости от изменений среды);
8. Адекватными внешнем и внутреннем среды;
9. Совместимыми, взаимно согласованными (чтобы не противоречили друг другу, кроме того, чтобы из миссии следовали долгосрочные, а из нее - краткосрочные цели);
10. Корректными (сформулированными экономически грамотно, соответствовали действительности);
11. Приемлемыми (чтобы по возможности максимально устраивать всех: и объектов и субъектов влияния);
12. Детализированными по структурных подразделениях и функциональных службах предприятия;
13. Однозначные для восприятия, четкие. Целые формируются, меняются и достигаются в определенной послед, за следующими этапами (фазами): Этапы процесса формирования, изменения и достижения целтиовательноей
1. Анализ тенденций среды и поиск целей.
2. Выбор и установление целей для предприятия в целом и анализ их реализуемости и соответствия другим требованим.
3. Построение иерархии целей (дерева целей).
4. Пересмотр и уточнение целей в процессе реализации стратегии:
а) корректировка в соответствии с изменениями среды (т.е. цели приобретают ситуационного характера);
б) способ просмотра: на базе долгосрочных формируются краткосрочные цели; при достижении короткострочных, корректируются или пересматриваются с долгосрочные учетом изменений среды. В результате, начальные долгосрочные цели, как правило, полностью не достигаются, поскольку регулярно меняются в ходе выполнения краткосрочных и изменений среды.
**
С целью согласования целей, доведение до разного уровня исполнителей и обеспечения выполнения, особое внимание следует уделить такому важному этапу их формирования как построение иерархии (дерева) целей. Иерархия целей означает конкретизацию целей более высокого уровня в цели низшего уровня и доведение их до каждого исполнителя. То есть речь идет о ранжирования, где композицию целей. Соотношение целей разных уровней в иерархии следующее:
а) цели высшего уровня всегда имеют более широкий характер и больший временной интервал для достижения;
б) цели более низкого уровня является средством достижение целей высшего уровня. В целом, если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит вклад в достижение целей предприятия в высокой степени.
Иерархия, ранжирования проводятся с помощью декомпозиционно-инвестиции целей, которая требует построения "дерева целей".
Построение дерева целей
"Дерево целей" - это графическое изображение взаимосвязи и подчиненности целей, что отражает распределение миссии и цели на цели, подцели, задачи и отдельные действия.
Требования к построения "дерева целей" следующие:
а) на каждом уровне совокупность целей, подцелей, задач должна соответствовать объемам и укладываться в сроки исполнения целей высшего уровня;
б) отсутствие противоречий между целями находящихся на разных уровнях "дерева целей";
в) декомпозиция миссии и цели на всех уровнях должна проводиться по одним и тем же методологическим подходом;
г) цели всех уровней должны быть выражены в конкретных объемах, срокам с определением конкретных исполнителей (ответственных).

Одним из важнейших требований к построения "дерева целей", что обеспечивает наивысшую результативность их достижения, является обеспечение согласованности, связи между целями разного рода. При этом следует учитывать наличие двух видов связей между целями - горизонтальных и вертикальных. необходимых условий для достижения цели. Ниже - цели первого уровня или главные условия достижения цели: экономические, материально-социальной-технические, организационные, социальные и т.п. Еще ниже стоят цели второго уровня или мероприятия (работы) по обеспечению условий, указанных на первом уровне. Дальше подаются цели-средства третьего уровня, которые создают благоприятные условия для выполнение целей второго уровня и т.д.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+