Миссия предприятияПосле диагностики, анализа и прогнозирования изменений среды предприятия приступают к следующему этапу разработки стратегии: определяют главные ориентиры его деятельности - миссией и цели. Иногда формирование миссии и целей предшествует анализу среды. Это имеет место в тех случаях, когда предприятие, созданное с определенными целями и миссией или же сам факт существования предприятия предусматривает определенную миссию и цели, которые выплывают по причине его появления. 
Миссия - наиболее общие ориентиры функционирования предприятия, как правило, внешнего направления, что отражают смысл его существования, его философию, видение своего места в данном бизнесе, в регионе, в обществе.


Необходимость формирования миссии предприятия.
Необходимость формирования миссии вызывается следующим. В рыночной среде предприятие должно постоянно заявлять о себе, формировать, прежде всего у клиентов, заинтересованность, определенный имидж. С другой стороны, оно должно объединить действия пер- персонала в выбранном направлении, консолидировать трудовой коллектив. И в первом, и во втором случаях напрашивается вывода о необходимости объявления конкретных целей производства. Однако этого делать нельзя учитывая конкурентов. Речь идет о производственно-коммерческую тайну фирмы. Поэтому и формируют миссию предприятия, которая в общем отражает цели, не раскрывая эту тайну.


Принципы формирования миссии предприятия.
Именно поэтому, исходя из необходимости миссии, главными принципами ее формирования на предприятии являются:
1. Краткость и декларативность формулировки (иногда одним емким предложением, лозунгом). В нем отсутствуют конкретные цифры роста и развития предприятия, средства достижения успеха.
2. Внешняя преимущественно направленность, в первую очередь на потенциального потребителя. Ведь последнего совсем не интересует одна из коренных целей предприятия - максимализация прибыли. Зато он еще и как интересуется ценой, качеством, условиями продажи и обслуживания.

А без потребителя, без его высокого и постоянного интереса к продукции предприятия, мечтать о высоких прибылях проблематично. Поэтому то первичное в деятельности предприятия не прибыль, а спрос потребителей. Прибыль - вторичное, функция спроса. Потребители же и их спрос находятся во внешнем среде. Туда и должна направляться миссия предприятия. Если предприятие как открытая система, способно сформировать и обеспечить такую миссию, которая будет удовлетворять и стимулировать спрос, оно одновременно будет и с прибылью.

Вот примеры формулировки миссии предприятия, где учтены названные принципы. К примеру, Г.Форд миссию своей кампании сформировали так: "Мы поставляем людям дешевый транспорт". Миссия фирмы "Сони" представляется следующим образом: "Осуществляя прогресс, служить всему миру". Еще примеры: "Что хорошо для страны, то хорошо для фирмы", "К миру через мировую торговлю", "Потребители - источник силы нашей фирмы", "Вкусно по-домашнему ("Верес")"и т.д. Вместе с тем, миссия может формулироваться и несколько шире. Параметры содержания миссии
В целом же, содержание миссии может включать следующие параметры:
? описание, (характеристика) товаров и услуг, которые предлагал- читать предприятие;
? характеристику рынков - определение основных потребителей, на которых рассчитана продукция предприятия;
? основные цели предприятия, поданные через определенные качественные ха- характеристики, в частности, в терминах: сравнение, нарастание, свертывание, стабилизации и т.п.;
? декларативную характеристику технологий и инноваций в терминах: прогрессивные инновационные технологии, новейшие достижения науки и т.п.;
? философию предприятия - основные взгляды и ценности, что признаются всеми членами трудового коллектива и которые являются основой мотивации действий данного коллектива;
? внутреннюю концепцию предприятия, то есть впечатление о себе: конкурентоспособность продукции и предприятия, свои сильные стороны и т.п.;
? внешнюю концепцию предприятия, ее имидж - провозглашения ответственности перед потребителями, регионом, обществом.


Факторы-источники миссии предприятия.
Факторы, влияющие на формулирование миссии и является ее рекламы следующие (по Котлеру):
1. Состояние среды предприятия.
2. Ресурсы предприятия.
3. История предприятия, за время которой сформировалась егофилософия.
4. Стиль деятельности собственников и менеджеров.
5. Специфические особенности предприятия.Кроме предложенных Ф.Котлером, к факторам миссии следует, на наш взгляд, также отнести:
6. Интересы:
а) владельцев,
б) коллектива,
в) менеджеров,
г) потребителей,
д) конкурентов,
е) стейкхолдеров,
с) власти,
ж) общественности.
7. Основополагающие внутренние правила действий всего коллектива (часто неписаные, сформированные годами):
а) принципы предприятия - долговременные, неизменны, объективную зависимости и требования к продукции и рынка, к управления (принятие решений, контроль, мотивация, оценка достижений и т.д.), к сотрудников (творческое мышление, самостоятельтьно, мотивы, ответственность, оценка т.д.), к внешнему среды (до потребителей, конкурентов, поставщиков, стейк-холдеров, местной власти, государства);
б) этика предприятия - мораль деловых отношений на основе совести бизнесмена, соблюдение таких этических ценностей как отказ от обмана, честное поведение со всеми участниками рынке, уважение к ним, соблюдение слова, доверие и т.д. Принципы и этика - фундаментальные источники миссии;
в) основные ценностные ориентации - внутренние побуждения, внутренняя мотивация деятельности членов коллектива: теоретические (истина, знание, рациональное мышление); экономические (подоходность, полезность, практичность); политические (власть, признание, интересы); социальные (бесконфликтность); эстетические (гармония); религиозные и т.п.;
г) культура предприятия - совокупность типичных для предприятия принципов, ценностей, этических норм, идей, которые формируют его имидж (репутацию, марку).
Культура проявляется: в поведении предприятия (единых принципах поведения всех работников), в коммуникациях предприятия (стили и способы передачи информации и т.д.), в средствах наглядного представления (фирменный знак, оформление, дизайн продукции, тара и др.
Значение миссии
Миссия имеет существенное значение. Она, в частности, является базой:
- для разработки и согласования целей;
- для разработки всей системы планов на предприятии;
- для объединения действий персонала в выбранном направлении;
- для отношений с внешними участниками рынка.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+