Время культуры - это прошлое, настоящее и будущее человеческой культуротворческой деятельности в единстве ее поступательности и цикличности. То есть время в культуре - это не миг между прошлым и настоящим, а длительный творческий процесс, определенный (для каждого исторического времени) ступень развития, который олицетворяет возможности согласно требованиям эпохи и возможностей человека воспроизводить этапы культуры, прошли. Время культуры является вечной темой взаимоотношений традиций и новаторства. В каждую историческую эпоху художники решали этот вопрос особым образом.

Пространство культуры - это мир предметов и процессов «второй» или «искусственной природы». Он является продуктом и сферой человеческой культуротворческой деятельности. Материальные и идеальные культурно-значимые пространственные формы вещей и процессов образуют социальное пространство, в котором воспроизводится и развивается человек и сквозь призму которого она воспринимает остальные мироздания.

Учитывая внутреннюю двойственность любой национальной культуры (с одной стороны, определенная обособленность, сохранения духовного начала, а с другой - стремление к единству с другими культурами, способность продуцировать общечеловеческое) различают не только пространство национальной культуры, но и понятия мировое культурное пространство . Это понятие охватывает все культурное достояние человечества, все, что составляет общечеловеческую ценность.

Культурная среда необходимое для духовного, нравственного жизни человека, обретение им собственно человеческих черт и свойств, «духовной оседлости», привязанности к родным местам, нравственной самодисциплины и социализации в обществе.

Каждый человек, родившись, входит в лоно культуры, овладевая ее элементы и исторические формы, и одновременно репродуцирует и творит ее. Отделена от человека культура лишена динамики, жизни, развития.

Культура, рожденная общественным трудом, имеет свою историю, в которой человеческая деятельность раскрывается не только как производство вещей, идей, но и как созидание самого человека, его самореализации-зация. Следовательно, культура - это также производство, продуктом которого является человек, а производство - это прежде всего действие, движение, развитие. Творческая способность культуры особенно является заметной в процессе так называемого опредмечивания и розпредмечування продуктов человеческой деятельности самим человеком. В человеческой деятельности опредмечивания означает этап созидания, творчества, а розпредмечування - этап обучения, овладения, усвоения.

Благодаря реализации механизма «социальной наследственности», когда каждое новое поколение овладевает приобретенные предварительной человеческой деятельностью знания, умения, навыки, ценности, происходит вовлечение новых поколений к достигнутого на определенном историческом этапе уровня развития культуры, которая определяется как розпредмечування деятельности и культуры. Оно предусматривает включение в своей непосредственной деятельности уже существующего массива культуры, погружения субъекта деятельности в бытие культуры. Однако человек не только усваивает уже приобретенное в культуре, но и создает новые, собственные материальные и духовные ценности - участвует в процессе опредмечивания культуры. Вновь ценности, обеспечивая бытия культуры, розпредмечуються в деятельности следующих поколений. Понятием «культура» часто обозначают качественный уровень человеческого бытия: поведение, воспитанность, образованность, овладения определенной сферой знания и деятельности и т.п.. Это дает основания для вывода, что культура является накоплением качественности и порывом к ней.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+