Развитие государственности, вхождение Украины в европейское и мировое экономическое, культурное, коммуникативный пространства обусловливают новый этап в развитии отечественной системы образования.

Современное образование, педагогика пытаются ответить на "вопрос жизни", которое века назад поставил известный отечественный ученый, педагог Н. Пирогов. Этот вопрос заключается в том, какой должна быть современная человек, какие знания, а отсюда и образование, ей нужны: общечеловеческие или специальные, нам нужно готовить детей к тому, чтобы "быть человеком" или нам нужны только "купцы, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди ".

Для демократического и гармоничного общества не все равно, каким будет специалист с высшим образованием: только высококвалифицированным ремесленником или кроме профессиональной подготовленности, он еще и станет высококультурной, духовной личностью - станет интеллигентом. Каждого человека следует рассматривать не просто как носителя определенной суммы знаний, а как личность, гражданина государства с присущими ему ценностями, нравственностью, интересами. Поэтому таким важным для Украины является вопрос гуманизации образования.

При таком подходе большое значение имеет психолого-педагогическая подготовка студентов. Высокий уровень психологической и педагогической культуры необходимы человеку как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Знание психики других, приобретенные человеком с личного и социального опыта, важные и могут способствовать успешному ориентированию в социальной среде. Однако эти знания систематизированы, неглубокие и недостаточны. Следствием недостаточного знания себя и других является значительный рост в мире и в нашей стране количества сердечных и невротических заболеваний, конфликтов (бытовых, связанных с профессиональной деятельностью, политических и др.), большое количество семейных разводов, рост числа самоубийств и др..

Успешность человека в сфере межличностных отношений, профессиональной деятельности, способность противостоять манипулятивным технологиям, ее физическое и психологическое здоровье в значительной степени зависят от уровня психологических знаний и психологической культуры.

Психологическая культура личности (как элемент общей культуры) - совокупность психологических способностей, знаний, умений, навыков, которые помогают успешному самопознанию, самовыражению и самовоспитанию личности, а также успешному общению и взаимодействию в различных социальных группах.

Но современный человек как в области личных, так и профессиональных отношений влияет также на других людей, на себя, с целью обучения и воспитания. Педагогические знания дают возможность научиться ориентироваться в закономерностях, принципах обучения и воспитания, овладеть знаниями о различных формах, методах обучения и воспитания, приобрести навыки анализа проблемных педагогических ситуаций в семье, коллективе и др..

Поэтому Министерство образования и науки Украины и предусмотрело меры обязательной психологической и педагогической подготовки студентов.

Основные понятия и ключевые слова: духовность, интеллигент, гуманизация образования, манипуляция, психологическая культура личности.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+