Организационная деятельность как один из видов человеческой деятельности существует в системах "человек - группа людей", "организатор - группа". Она является составной частью практического управления людьми, целенаправленного воздействия субъекта-организатора на объект - управляемую группу.

Таким образом, изучение закономерностей организационной деятельности входит к проблемам науки управления, является одним из ее предметов, психологические аспекты которого и является содержанием данной темы. Психология организационной деятельности является составной психологии управления, одним из ее разделов.

Большая практическая значимость организационной деятельности, ее психологическая сущность, актуальность исследования в условиях рыночной экономики несомненно. Ведь любая трудовая деятельность, индивидуальная или коллективная, нуждается в людях, которые на профессиональном уровне могли бы осуществлять процесс управления, организации людей, то есть менеджеров.

Существенным препятствием на пути к рынку в Украине есть острая нехватка профессиональных менеджеров. Явление это закономерный, поскольку в условиях административно-командной системы поощрялся исполнительный тип руководителя, авторитарный стиль управления, психолого-педагогическим знанием не оказывалось должного значения.

Так где как готовят профессиональных менеджеров? Первые специальные учебные заведения для подготовки кадров в сфере управления бизнеса был создан в США.

Интересный опыт подготовки менеджеров приобретено в Японии. Как правило,

кандидаты на управленческие должности подбираются в пределах самой фирмы из молодых специалистов, которые проработали несколько лет в этой фирме и проявили склонность к организационной деятельности. Подготовка полноценного менеджера по месту работы длится 8-10 лет. Каждый из будущих управленцев японских фирм изучает несколько специальных курсов по развитию профессиональных знаний, тратя на это до 15 часов в неделю.

«Золотое правило» психологии управления утверждает, что лучше оценить специалиста может только специалист высшей квалификации. Рыночное будущее Украины тесно связано с проблемой подготовки высоко-квалифицированных кадров в области менеджмента и психологии управления.

Опытный менеджер способен быстро составить точную психологическую

характеристику подчиненного, дать точную словесную, а иногда и мимическую «фотографию». У него развита склонность к психологического анализа поступков других людей. Для развития психологической выборность как собственной черты личности менеджер должен постоянно общаться с людьми, глубоко изучать их проблемы, касающиеся как самого производства, так и отдыха, социально-бытовых условий жизни подчиненных и др.. Например, в инструкции мастера на японском предприятии конкретно указано, что кроме выполнением своих непосредственных производственных обязанностей он должен знать полное имя работника, здороваться с ним за руку, один раз за смену поинтересоваться его здоровьем, а второй - здоровье именем его женщины и детей.

Важным моментом в психологии управления является взаимодействие. Под взаимодействием понимают процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимозависимость, изменение состояния и взаимопереход, «рождение» одним объектом другого.

Взаимодействие в управленческом процессе осуществляется в форме общения через систему принципов:

* Равноправного партнерства: учет мнений, интересов, желаний, инициативы работников;

* Информационной достаточности;

* Соответствия руководства уровню развития учреждения;

* Морального и материального обеспечения;

* Согласование с целями деятельности учреждения;

* Тактического анализа и проектирования;

* Эффективности;

* Централизации и децентрализации управления;

* Коллегиальности;

* Делегирования полномочий;

* Демократизации и гуманизации.

Немаловажным во взаимоотношениях является такт, а проявлением психологического такта - способность и умение человека безошибочно приписывать другим ожидания того, что они готовы от нее услышать или в ней увидеть. Нетактовность - это, наоборот, деструкции ожиданий в процессе общения. Чуткость, уважение к другим, простота и природность в общении, справедливость, объективный подход - вот составляющие психологического такта. Уважать достоинство другого человека так, как свою, - дело трудное, особенно при постоянном общении. Неудачная шутка, очень резкая критика, чванство - проявления нетактовности. Народная мудрость говорит: "Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать".

Нетактовность характеризует людей злобных, язвительных, что смеются остальные. Часто это люди сообразительны, которые умеют говорить лучше других. Они тешатся из того, что умеют развеселить и рассмешить общество, смеясь то с одной, то с другой, а потом еще и удивляются, почему это люди их сторонятся. Особенно плохо, когда руководитель насмехается над подчиненных. Некоторые люди проявляют нетактовность через неумение выслушать

собеседника, не интересуются потребностями и переживаниями других.

Анализируя свои взаимоотношения с подчиненными, руководитель время от времени должен ставить перед собой такие вопросы: «Не требую я от людей больше, чем даю? Ли помогаю людям, когда они в этом нуждаются? Приносит им пользу общения со мной? "И т.д.. Проанализировав свое место в системе коллективных взаимоотношений, руководитель должен решить, как изменить свое поведение, чтобы люди желали и искали его общества. Психологический такт руководителя - это умение оставаться самим собой, сохранять качества, благодаря которым человеку доверяют. Наименьшие проявления чванства, поучительный, менторский тон и другое вызывают негативную реакцию со стороны подчиненных.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+