Лидерство - это способность человека влиять на деятельность группы, взаимодействовать со всеми ее членами и вести ее к достижению цели.

Проблема лидерства еще с начала ХХ в. все чаще стала привлекать к себе внимание, особенно в нестабильные периоды общественного развития. Определяя слово «лидерство» как такое, что соотносительно с субъектом управления развитием, необходимо оговорить более точные значения, стоящих за ним. В характеристиках лидерства, при существенных различиях, существует определенное сходство.

На современном этапе в практике работы лучших предприятий при оценке качеств труда руководителя учитывается уровень и качество выполнения им таких основных ролей, каждая из которых состоит из комплекса лидерских функций руководства (организатора трудового коллектива, наставника работников, выразителя и защитника интересов членов коллектива, потребителя, генератора и распространителя информации).

Роль организатора трудового коллектива заключается, в первую очередь, в обеспечении высокого уровня организованности коллектива. В современных условиях конкурентной среды, когда каждый первичный трудовой коллектив выполняет только определенные виды работ в общей их совокупности, эта роль приобретает все большее значение. Руководитель первичного коллектива как организатор его трудовой деятельности должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные и второстепенные, рационально распределять во времени и пространстве усилия коллектива для достижения поставленных целей, определить средства и методы решения конкретных задач, развивать инициативу и способности членов коллектива , умело использовать их знания и опыт при распределении заданий конкретным работникам.

Роль руководителя как организатора обучения в современных условиях направлена ??на формирование личных качеств работника.

Лидерские качества руководителя как воспитателя и организатора обучения определяют успех его организационных способностей. Понятие воспитателя трудового коллектива содержит комплекс функций, которые являются обязательными для руководителя любого уровня.

Лидерские качества руководителя как выразителя и защитника интересов членов коллектива требуют от него умелого сочетания в своей работе собственных и коллективных интересов. Он должен заботиться о том, чтобы не было простоев из-за плохой организации труда, чтобы работа была справедливо распределена между работниками. Руководитель коллектива должен способствовать работнику, стремится найти лучшее использование своим силам и способностям на другом рабочем месте или в другом подразделении предприятия. Он должен знать интересы работников и предоставлять им помощь в решении социальных и бытовых проблем.

Роль руководителя как потребителя, генератора и распространителя информации заключается в том, что информационная его подготовленность позволяет лучше управлять трудовым коллективом, решать задачи по экономическому и социальному развитию объекта управления.

На эффективность лидерства влияют некоторые личностные качества. Потребность в них обусловлена ??спецификой ситуации и особенностями поставленных задач. В этом случае необходимо сочетание личностных черт с профессиональной компетентностью. Для эффективного лидера необходимо уметь: осуществлять стратегическое определение перспектив развития управляемой организации; моделировать сложную ситуацию; просчитывать риск, изменять организационную структуру и культуру.

Можно с уверенностью говорить о том, что в эффективности руко-водства решающую роль могут сыграть дополнительные, ситуативные факторы: потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействие среды, информация и прочее.

Кроме того, эффективного руководителя-лидера от других отличает определенная система качеств: творческая одаренность, высокий уровень интеллекта, харизматичность, инициативность, уверенность в своих силах и прочее.

Также настоящий лидер должен быть: заботливым - учитывать интересы, сомнения и успехи других людей; настойчивым - уметь сосредоточиться на цели, несмотря на обстоятельства; общительным - уметь внимательно слушать, проводить встречи, презентации, переговоры и выступать на публике; уравновешенным - умело управлять среди суеты; ответственным - понимать значение своих поступков, их влияние на других; сосредоточенным - ориентироваться на будущее и делать все для развития организации, разрабатывать долгосрочные планы.

Потенциал лидера начинает проявляться в наличии сложностей в совместной, согласованной и значимой для каждого деле, в достижении цели при решении задач и проблем, реализации ценностей. Лидеру необходимо иметь проект убеждению сторонников в своей правильности, возвращение действий активных сил в свою сторону.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+