Развитие международных отношений - примерНа протяжении многих веков отношения между государствами определялись силой, насилием. Мощные для своего времени государства удовлетворяли свои интересы за счет слабых. В международной жизни преобладали вражда и нестабильность. Сила была гарантом иерархического порядке. Империи строились именно на силе и насилии. Правда, с утверждением капитализма, интенсификацией международных связей, формированием мирового рынка, развитием средств связи и коммуникаций государства начинают заключать многочисленные международные соглашения по различным вопросам.

Возникают первые межгосударственные организации для решения важных для государств вопросов
(Международный телеграфный союз - 1865 p., Всемирный почтовый союз - 1874 p.), Начинает действовать институт международного арбитража для разрешения споров между государствами. Но эти международные организации и институты не могли существенно влиять на характер и состояние международных отношений. Конфликты, споры по территориальным, этническим, религиозным и другим вопросам основном перерастали в войны.
Подсчитано, что за последние 5,5 тыс. лет мир на земле царил лишь 250 лет. В мире за это время произошло более 15 тысяч войн. Лишь в XVII в. в Европе погибло в войнах 3 млн. человек, в XVIII в. - Свыше 5 млн. в XIX в. - 6 млн. в XX в. - 70 млн. человек.

Войны рассматривали как выверенный путь достижения государствами своих интересов и целей.
Вполне законными для расширения территории и обогащения государств считали также аннексию
(Насильственное присоединение, захват одним государством территории другого государства) и контрибуция (принудительные денежные или натуральные взыскании с проигравшей государства в пользу государства-победителя).

Философы, историки, политики приводили различные аргументы для доказательства естественности,
закономерности, неизбежности войн. Среди них древнегреческий философ Гераклит и историк
Фукидид, итальянский политический мыслитель и писатель Макиавелли, голландский юрист исоциолог Г. Гроций, английский экономист, демограф Т. Мальтус, немецкий философ Ф.

Ницше и многие другие. Да и сейчас многие западные социологи и политологи пытаются обосновать тезис о неизбежности и закономерности войн между государствами, ссылаясь на различные факторы: природу человека, непредсказуемость последствий столкновения интересов государств на международной арене, иррациональность поведения людей и политики государств, наличие расовых и национальных различий между народами, неравномерность распределения плодовитости почвы, расселения народов, утверждение суверенитета государств и др.. Так, X. Болдуин (США) отмечает, что причина войн в человеческой природе, а не в созданных человеком экономических или политических системах. И. Горовиц исходным пунктом философского изучения войны и мира считает человека.

А. Винбауер в статье "Война как биологическая проблема" пишет, что война имеет биологические корни и является "большим кровопусканием", которому периодически подвергается история человечества по определенным "Законами биологической циркуляции". Великие войны в Европе, за Винбауером, возникали каждые 40-50 лет, что соответствует продолжительности жизни одного поколения. Наряду с понятием "международные отношения" в политологии применяется и более интегральная категория "международная политика", или "мировой политический процесс". Международная политика - это совокупная целенаправленная деятельность народов, государств, их институтов, социальных общностей, объединений граждан в сфере международной жизни.

По-разному ученые толкуют и природу международной политики:
- психологический ("силовой") подход;
- биологический подход;
- общественный подход.

Международная политика базируется на таких принципах:
- невмешательства во внутренние дела других государств;
- равноправия;
- уважение суверенитета;
- добросовестность в выполнении государствами взятых на себя международных обязательств.
Субъектами политической жизни мирового политического процесса являются:
- национальные государства;
- организации регионального, межрегионального, межгосударственного характера
(Европейский Союз);

- международные правительственные организации и их органы (Организация Объединенных Наций,
Европейский парламент); ? негосударственные общественно-политические, общественные организации (Международная организация здравоохранения).

В последние десятилетия наблюдается переход от методов принуждения к методам
урегулирования и согласования при решении конфликтов и недоразумений между государствами.
Положительное влияние на международные отношения оказало устранение деления мира на два враждующих лагеря.

За последние годы на международном уровне разработано немало важных социальных программ, договоров и соглашений в области экономического и политического сотрудничества, в гуманитарной сфере. Значительную роль на международной арене играют международные правительственные и неправительственные организации.

Наиболее представительной из них является Организация Объединенных Наций, созданная в 1945 p., После Второй мировой войны, с целью сохранения мира и развития международного сотрудничества. ООН как сложный механизм взаимодействия государств ощутимо влияет на внешне-и
внутриполитический курс страны, помогает, несмотря на противоречивость интересов государств, искать пути международного согласия по важнейшим вопросам мирового развития. Главным международно-правовым документом современности, в котором определены основные принципы международного права, предусмотрены меры по их соблюдению, является Устав Организации Объединенных Наций, принятый 1945 p. 50 государствами-основателями ООН. Устав определяет цели ООН:

1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью применять эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе равноправия и самоопределения народов.

3. Осуществлять международное сотрудничество по решению международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, независимо расы, пола, языка и религии.

4. Быть центром согласования действий наций в достижении этих общих целей.

Деятельность организации основывается на следующих принципах:

1. суверенное равенство всех государств-членов;

2. решения странами-членами своих международных спорных вопросов мирными средствами и так, чтобы не угрожать миру, безопасности и справедливости;

3. содержание любого государства от угрозы силой или применения силы против других государств;

4. предоставление государствами-членами помощи ООН во всех ее действиях, осуществляемых соответствии с Уставом, и воздержание от помощи любой стране, против которой ООН принимает меры превентивного или принудительного характера;

5. обеспечение соблюдения странами, которые не являются членами ООН, тех же принципов, поскольку это необходимо для поддержания международного мира и безопасности;

6. невмешательства в дела, относящиеся к внутренней компетенции любого государства. Членами ООН могут быть все миролюбивые государства, которые принимают на себя обязательства придерживаться Устава и, по мнению ООН, могут и хотят эти обязательства выполнять. Новых членов принимает Генеральная Ассамблея по рекомендации Совета Безопасности. Уставом предусмотрено также приостановление прав и привилегий государства-члена или даже исключения за несоблюдение принципов Устава.


ГЛАВНЫЕ ОРГАНЫ И СТРУКТУРА ООН:
1. Организация Объединенных Наций имеет шесть главных органов:
2. Генеральную Ассамблею,
3. Совет Безопасности,
4. Экономический и Социальный Совет,
5. Совет по опеке,
6. Международный Суд,
7. Секретариат.

ООН играет заметную роль в урегулировании конфликтных ситуаций. По некоторым подсчетам с 1945 г. в мире произошло более 300 конфликтов, в урегулировании почти 200 из них участвовала ООН. Результаты миротворческой деятельности ООН не всегда давали вполне положительные последствия, однако они весомы.

Другие межправительственные организации призваны согласовывать действия в пределах определенного региона (Европейское Сообщество, Организация Африканского Единства, Организация Американских Государств и др.). Или сферы общественной жизни - в области экономики, научного сотрудничества, обороны. Так, страны ЕС координируют свои действия по политическим, экономическим вопросам и вопросам безопасности, выступают в защиту прав человека во всех регионах мира, поддерживают ООН в ее миротворческой деятельности, способствуют формированию коллективной безопасности, выступают за мирное урегулирования споров, по соблюдению норм международного права. Международные неправительственные организации разнообразны по своим целям и составу. Это - политические, профсоюзные, молодежные, женские, научные, культурно-образовательные, религиозные организации и объединения.

Кроме пяти государств, которые обладали ядерным оружием на момент заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, возможности производства ее сейчас имеют Индия, Пакистан, Израиль, Южная Африка, Аргентина. Не все эти государства готовы отказаться от ее производства.

Стремление завладеть ядерным оружием рассматривается некоторыми государствами как способ гарантировать собственной безопасности, поскольку даже малое государство с ядерным оружием является серьезной силой даже для мощного агрессора. Не все государства придерживаются правовых норм, разработанных и поддерживаемых ООН, ЕС, другими международными организациями.

Так, например, США под предлогом защиты людей, предотвращения распространения агрессии, установлению диктатуры совершили вооруженные акции по Ливии, Панамы, на Гаити. Без санкции ООН были использованы вооруженные силы НАТО в Югославии и Ирак. Учитывая невозможность полностью исключить войну из практики международных отношений, мировое сообщество вырабатывает нормы международного права, определяющими основные требования по ведению войны. Эти нормы указаны в Женевской конвенции 1949 г., в дополнительных документах к ней 1977 г., в многосторонних международных соглашениях. В них говорится о защите жертв войны, запрет определенных видов оружия массового уничтожения, удержание военнопленных, в том числе раненых и больных, об обращении во время войны с гражданским населением, запрещение использования наемников в вооруженных конфликтах, запрет привлечения к боевых действий лиц, младше 15 лет. Нарушение этих норм является военным преступлением и подлежит наказанию.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+