Международные отношения и внешнеполитическая роль государства - примерМеждународные отношения очень сложный и многоаспектный механизм. Его изучением занимается специальная отрасль политической науки - теория международных отношений. Срок Международные отношения (МВ) появился после Второй мировой войны, но еще до этого периода Бентам (II половина XVIII - начало XIX вв.) использовал этот термин для определение общения между государствами.

Международные отношения - это совокупность экономических, политических, культурных, правовых, идеологических, дипломатических связей и взаимоотношений между народами, государствами и системами государств, экономическими и политическими организациями на международной арене.

Международные отношения является разновидностью общественных отношений. С одной стороны, они - своеобразное воплощение внутриобщественных отношений, с другой - качественно новая система с присущими только ей особенностями. Они характеризуются взаимодействием таких субъектов политической жизни, как государства, народы, политические и общественные организации, движения и даже отдельные лица разных стран.

Поэтому международные отношения следует рассматривать как систему систем, макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии различные ее элементы и звенья, которые представляют различные интересы государств, идеологические установки их общественных движений и организаций. На отличие от внутригосударственных отношений в международных отношениях отсутствует аппарат их регулирования, единый регулирующий центр, которому безоговорочно подчинялись бы субъекты международной политической жизни.

Система международных отношений регулируется совокупностью норм и принципов, которые получили название международное право. Современные нормы международного права, которые обеспечивают регулирование взаимодействия субъектов политики (здесь речь идет о государствах), основанные на таких принципах:
1. мирного сосуществования;
2. неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;
3. суверенного равенства государств;
4. нерушимости государственных границ;
5. территориальной целостности;
6. уважения прав человека и т.п..

К сожалению, не всегда реализуются на практике, но стремиться к их внедрению очень нужно.
Стержневым элементом международных отношений являются политические отношения, которые, взаимодействуя с другими отношениями, своеобразно направляют их. Главным субъектом международных отношений является государство. Государства представляют на международной арене общества в целом, а не отдельные социальные группы или политические организации. Такие важные вопросы, как суверенитет, безопасность, территориальная целостность решает через свои структуры только государство.

Государство - единственный общенациональный институт, имеющий легитимные полномочия осуществлять политику на международной арене: заключать двусторонние и многосторонние договоры о сотрудничестве в определенных сферах, объявлять войну и подписывать мирные соглашения и т.п.. Совокупная внешнеполитическая деятельность суверенных государств определяет всю мировую политику. Каждое государство, проводя внешнюю политику, преследует свои интересы. Категория "Национальный (государственный) интерес" - главная в теории международных отношений, определяющая по внешней политике государств.

Национальный интерес охватывает:
- проблемы сохранения нации независимого государства;
- безопасности от внешней угрозы;
- рост благосостояния населения государства;
- защиты ее экономических и политических позиций в отношениях с другими государствами;
- сохранение и расширение ее влияния в мировой политике.

Он реализуется во внешнеполитическом курсе государства, в политике ее правительства, определяет конкретные цели в отношении других государств и пути их достижения.

Формирование внешнеполитического курса государства - сложный, противоречивый процесс. В борьбе за власть в стране различные политические силы демонстрируют свое видение национального интереса и внешнеполитического курса, который не всегда соответствует внутренним и внешним условиям его реализации, не всегда адекватный национальным интересам.

В своем внешнеполитическом курсе государство должно:
- учитывать свое геополитическое положение,
- опираться на свой экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал. Этот потенциал обусловливает внешнеполитические возможности государства, определяет приоритеты в решении конкретных внешнеполитических проблем.

Организация и контроль за осуществлением внешней политики возложены на специальные органы государства:
- министерства иностранных дел (внешних связей);
- парламентские комитеты по вопросам внешней политики;
- посольства;
- представительства в других государствах;
- научные и культурные центры за рубежом;
- официальные и полуофициальные миссии и т.д..

Итак, прав французский исследователь Р. Арон, утверждая, что "содержанием международных отношений является прежде всего отношения между государствами ".

Однако не все политологи разделяют мнение, что главная роль в международных отношениях принадлежит государству. Так, американский исследователь Д. Капорозо считает главными действующими лицами в международных отношениях не государства, а классы, социально-экономические группы и политические силы. Другой американский специалист в области международных отношений Д. Розенау утверждает, что структурные изменения, которые произошли за последние десятилетия в мировой политике, вызвав взаимозависимость народов и обществ, в корне изменили и международные отношения. Главным в них уже не государство, а конкретная личность, поскольку образовался так называемый "международный континуум (лат. continuum - непрерывное, сплошное), символическими субъектами которого являются турист и террорист ".

Внешняя политика государств связана с внутренней. В политической науке предпочтительным решающем факторе предоставляется или внешний, или внутренней политике. Однако приоритет внутренней или внешней политики определяется в каждой конкретной ситуации. В общем все- же преобладают внутренняя политика, внутренние интересы государства, ради которых проводится и внешняя политика.

Большинство специалистов разделяет международные отношения на два типа:
1) отношения, основанные на балансе сил;
2) отношения, опирающиеся на баланс интересов.

Виды международных отношений различают также:
- за сферой общественной жизни (экономические, политические, военно-стратегические,
культурные, идеологические);
- за субъектами взаимодействия (международные, межпартийные, отношения между различными
неправительственными ассоциациями и т.п.);
- по степени их развития (высокий, средний, низкий). Уровни развития международных отношений иногда определяют через следующие понятия:
- "региональные";
- "субрегиональные";
- "глобальные".

Наконец, с точки зрения степени напряженности различают разные состояния международных отношений:
- нестабильности,
- соперничества,
- вражды,
- конфликта,
- войны,
- мирного сосуществования,
- доверия,
- сотрудничества,
- политического решения проблем на основе цивилизованного согласования государствами своих интересов.

В пространстве международных отношений отсутствует центральное ядро власти, решения которого были бы обязательными для всех государств, других субъектов международной политической жизни. Поэтому мировой политический процесс в определенной степени является стихийным, хотя в последние десятилетия прослеживаются попытки его благоустройство, укрепление мира и стабильности в мире. В течении мирового политического процесса обозначаются как рациональные, взвешенные с точки зрения интересов человечества политические действия и решения государств и межгосударственных объединений, так и спонтанные, иррациональные, непредсказуемые действия. Наряду с прогрессивными организациями на международной арене действуют и реакционные, экстремистские силы.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+