Социально-этнические общности - примерЧтобы правильно определить поведение субъектов этнополитики , нужно выяснить следующие основные понятия, как «народ», «нация», «этнос», «этническая группа», «национализм» и «Национальные меньшинства», «этнические конфликты» и другие. Нередко их трактуют как синонимы, хотя они имеют существенные различия. Так, этнологической «народ» и «нация» - идентичные понятия, что определяют биологическое происхождение группы людей, но в социально-политическом аспекте они не тождественны.

Народ - биологическая единство, группа, объединенная кровными, биологическими связями.
Схематично диалектику его формирования можно смоделировать следующим образом:
- из семьи выросла семья,
- из семьи - род,
- род превратился в племя,
- племя - на народ.

Вследствие длительного сосуществования племена смешивались. Ученые доказали, например, что:
- французский народ - следствие смешения римлян, кельтов и германцев;
- украинский - славянских и тюркских племен Киевской Руси;
- благодаря смешению славян, угро-финских племен, гуннов, монголов и татар появился русский (Московский) народ.

Но сущность народа не исчерпывается биологическим происхождением, поскольку он живет в определенном пространстве. Само пространство как место постоянной оседлости народа является очень важным фактором его существования. Люди издавна были связаны природой, пространством, который для них был близок, родным, а всякий другой - чужим. Коллективными усилиями народа облаштовувалася определенная территория. Рождалось понятие «родина». К этому присоединился еще один важный компонент - язык. С ее помощью люди общались между собой, благодаря ей начиналось духовную жизнь народа. Каждое социальное явление - это явление народное: народная культура, народное искусство, народная религия и т.д..

Если народы существовали с давних времен, то нации выкристаллизовались лишь в XVII-XVIII ст. (Немцы стали нацией XIX в.). В отличие от народа, нация не является творением природы, а рождается исторически. Конечно, сложно установить, когда народ исторически становится нацией. Процесс перерастания народа в нацию - это медленная кристаллизация национального сознания, сохранение своего этноса перед сокрушительными силами извне. Итак, нация формируется из этноса.

Этнос определяется как устойчивая социальная общность людей, объединенных единым языком, своеобразием культуры, быта, традиций, обычаев, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных общностей (самосознанием). Важным элементом этноса является общая историческая территория, где проходил процесс его становления и развития. Историческая память включает как реальные факты, так и исторические мифы.

Историческими фактами могут быть элементы культуры (могилы, храмы, замки) и природного ландшафта (пейзажи). Историческими являются мифы об общем происхождении этноса. С помощью языка, которая постоянно обновляется, меняет свою структуру, этнос передает из поколения в поколение свой исторический опыт, сохраняет самобытность и непрерывность. Религия, предоставляя нормам общежития этноса священного содержания, закладывает культурную основу этнической идентичности. Эту же функцию выполняет государственное образование, путем войн мобилизует различные группы в единый этнос. Основным средством мобилизации этноса на военные действия был страх перед чужаками.

Существует два способа образования этноса: объединение и разделение. С одной стороны, этнос формируется путем объединения племен, городов-государств, с другой - образуется в результате сектантского раскола или этнического распада, при котором одна из этнических групп откалывается от основной и становится новой этнической общностью. Этнос может меняться, исчезать или обновляться. Полное исчезновение этноса возможно лишь при условии геноцида и этноцида. Геноцид - это сознательная политика физического уничтожение этноса (например, уничтожение нацистами евреев или турками армян). Геноцид следует отличать от массовых убийств отдельных групп населения с целью подавления их сопротивления. Этноцид предусматривает уничтожение культуры этноса, его ассимиляции.

Этническая группа - сообщество людей, родственных или хотя бы близких по историческому происхождению, этногенезом, языком общения, нынешней или прошлой территории проживания, особенностями материальной и духовной культуры, обычаями и другим признакам.Важны лишь черты и признаки однотипно характеристики этих людей: в чем-то они родственные или близкие, но с некоторых пор и через конкретные обстоятельства живут врозь.

Статус этнической группы определяется тремя параметрами:
1. компоненты этого условно взятого "этнического целого" живут на больших географических пространствах, сохраняя в относительной целостности основные типологические черты своей етногенезиснои организации;

2. нет единого государственного образования, суверенизуе их политическую волю и обеспечивает их правовое самоопределение;

3. покинув прародину, далеко за ее пределами создали (или создают) новые этнокультурные ареалы. Сегодня это, например, эскимосы (проживающих в России, Канаде, США, Гренландии, других северных странах), арабы (во многих странах Азии и Африки), индейцы (во всех странах Северной и Латинской Америки), евреи (во всех странах мира, есть даже угандийская, "черные" евреи).

По разным оценкам на Земле сейчас можно насчитать от двух до трех тысяч этнонациональных образований, а государств - членов ООН - около 200. Только 270 этносов состоят из более одного миллиона человек, другие - значительно малочисленнее. Есть страны преимущественно мононациональные (Норвегия - 99,8% норвежцев, Япония - 99% японцев; Австрия - 92,5% австрийцев). Однако большинство современных государств многонациональных, они объединяют коренные этносы и другие этнические и национальные группы, для них проблема этнонациональных отношений, национальной политики остается одной из важнейших. Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая предшествует нации.

Она характеризуется теми же признаками, что и нация, но отличается от нее уровнем экономического и социального развития. Социальные структуры наций и народностей существенно отличаются. В отличие от нации в народности нет промышленности и соответственно - "своего" рабочего класса. Для преобразования народности в нацию важно, чтобы она с традиционно аграрной стала аграрно-промышленной, урбанизированной. Кроме того, народность, как правило, менее многочисленная за нацию. Нации формируются на базе как одной, так и нескольких народностей. Существуют два понятия нации: Первое: это нация-государство, с этносом не имеет ничего общего. К нации принадлежат все, кто является гражданами государства (а не только граждане, которые составляют этническое большинство).

Второе: нация как народ, этнос, который перерос в нацию. К нации принадлежат только все родственные определенным этносом (так, к украинской нации принадлежат только украинской, но никогда - поляки, евреи, немцы, даже если они были гражданами Украины).

Соответственно есть много определений нации:
1. французские политологи Г. и К. Вилард считали, что нация - это прежде общность исторической судьбы.

2. марксисты считали, что нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры, которая отличает одну национальную культуру от другой. - Сталинское толкования.

3. американский энциклопедический словарь Вебстера определяет нацию как историческую общность людей, которая имеет следующие общие черты: территорию, экономическую жизнь, отдельную культуру и язык. Этот же словарь дальше определяет нацию и как политическую общность - нация народом, проживающего на единой территории, объединенной общим правительством, страной, государством.
4. концепция нации Э. Смита основывается наличии национальной государству на определенной территории или на наличии соревнования за нее, а главными чертами национального идентичности, по Смиту, являются:
- историческая территория, или родной край;
- общие мифы и историческая память;
- общая массовая общественная культура;
- единые юридические права и обязанности для всех членов;
- общая экономика с возможностью передвигаться в рамках национальной территории.

Большинство наций сформировались путем слияния нескольких этнических групп. В Большой Великобритании, кроме англичан, живут шотландцы, уэльсцы, ирландцы. В Испании - каталонцы, галийци, баски. Швейцарская нация сформировалась из немецко-, франко-и итало этносов подобное. Другой путь формирования нации - когда большое этническое образование трансформируется в нацию, при этом могут возникнуть несколько наций. Например, с древнерусской народности (Этноса) сформировались три нации: белорусы, россияне и украинский. Процесс формирования наций и вызванные им движения обусловили создание государств.

Если учесть, что большинство государств объединяли несколько этносов, то одной из главных функций государства было поддержание порядка и стабильности, ограничения агрессивных настроений одних этносов и предохранения от агрессии других. В этом смысле государство конституирует нацию, хотя в пределах нации продолжают существовать этнические группы. Так, в США все, кто имеет гражданство, - американцы, но американцы-японцы, американцы-украинской и проч., в Великобритании – все англичане, но англичане-шотландцы и др.. Современная мировая практика свидетельствует о росте роли национальной государственности, становится нормой, мировым правилом исходным пунктом на демократических и добровольных началах.

Возникают новые национальные государства, народы на практике реализуют свои права на самоопределения. Имперские структуры (СССР, ЧССР, Югославия) практически рухнули. Современная история свидетельствует о росте значения этнических свойств нации. Проблемы языка, культуры, духовной жизни вообще занимают в национальных движениях главенствующее место. Языковая проблема председательствует в Бельгии, Канаде, проблемы культуры и исторических традиций

- В Шотландии, Уэльсе, Англии. Этнокультурные проблемы вышли на первый план и в странах бывшего СССР. На этой почве быстро растут национальное самосознание и национализм. Национальное самосознание - это осознание нацией, человеком или определенной сообществом своей принадлежности к нации, общей исторической судьбы его представителей, своеобразия действия геополитических, социопсихичних, исторических факторов, неповторимости характера, темперамента, менталитета, психологии, культуры.

Национальное сознание предполагает развитие особого рода самочувствии, включая такие национальные чувства, как чувство причастности к судьбе своего народа и своей страны, любви к национальной Родины, национальной культуры и языка, чувство национальной гордости, готовности и воли к совершенной национальной цели. В политическом плане национальное самосознание может играть двойную роль. Однако чрезмерный акцент на национальное самосознание, национальные ценности, в ущерб ценностям других наций и общечеловеческим ценностям, может привести к национализму.

В тесной связи с национальной идеей находится проблема национализма. Национальная идея, с одной стороны, должно направлять нацию на самоопределение, а с другой - оставить ее в пределах общечеловеческой общности, утверждать в жизни общечеловеческие ценности, бороться за социальную справедливость. Национальная идея - своеобразный путеводитель для нации.

Национализм - это идеология, которая ставит в центр своих интересов нации и стремится содействовать ее расцвета. Национализм существует и как идеология, означая фанатичную любовь к своей нации этноса, соединенную с пренебрежительными чувствами к другим национальностям, что является явлением и отрицательным и реакционным. Когда национализм перерастает в государственную идеологию и политику, то это - нацизм, фашизм. Национализм - явление многогранное и многоликое. Он и имеет как положительные, так и негативные аспекты.

К положительным относятся:
- национальное самосознание,
- национальная гордость,
- национальный позор (что позволяет самоочищаться)
- стремление к национальному саморазвития, равноправия.
К отрицательным:
- признание национальной исключительности,
- противопоставление другим нациям,
- стремление обеспечить преимущества своей нации за счет интересов других народов,
- национальный нигилизм,
- поиск виновных в жизненных трудностях.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+