Понятие гражданского общества

Понятие гражданского общества - примерСама идея гражданского общества берет начало в Древней Греции и Древнем Риме, в частности по творчеству Платона, Цицерона и др.. Когда сложились представления о гражданстве, гражданина и возникло понятие общества как общности граждан. Однако долгое время именно понятие «гражданское общество» отождествлялось с государством. Понятие «полития» определяло одновременно права общества, форму правления, конституция, особенности государственного управления. А общество - это совокупность граждан, проживающих в политии - городе-государстве, отличающийся от села. Гражданин в Древнем Риме - лично свободный человек (т.е. не раб), подданный Римской империи (не иностранец), житель Итальянского полуострова (а не провинции или колонии). Римлянин имел гражданские обязанности: служил в армии, участвовал в народных собраниях и политике. Он имел права, даже привилегии: его можно было отдать на позорную казнь-распять на кресте.

В своем главном сочинении «Монарх» Макиавелли подчеркивает, что глава государства не должен злоупотреблять своими правами и нарушать имущественных и личных прав своих подданных. В его сочинении уже четко прослеживается описание элементов гражданского общества как общности людей, противостоящего государству, которое стремится своими действиями подорвать любую самодеятельность общества, чтобы властвовать над ним.

От XVII ст. мыслители не отождествляли гражданское общество с существующим государством или реальными формами государственного управления. Дж.Локк, например, считал абсолютную монархию, которая некоторым представлялась единственной формой правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, невозможна формой гражданского правления. Есть понятие «гражданское общество», которое появилось в XVII в., уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан.

Согласно теории «общественного договора», люди заключают соглашение и создают государство, возникает над обществом, отчуждает и сосредоточивает в себе часть их естественных прав. Так возникает гражданское общество, которое, в отличие от природного, догосударственного, является состоянию, в котором существует государство. В конвенционных теориях государства (Дж. Локк, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) гражданское состояние общества воспринимался как антипод естественного состояния, а власть – как производная отношений, царящих в гражданском обществе.

Существенный вклад в разработку теории гражданского общества сделал немецкий философ Г. Гегель. В своей работе «Философия права» он подробно выразил взгляды на гражданское общество. Для него гражданское общество - это прежде всего система потребностей, основывается на частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Гегель считал, что гражданское общество может возникнуть только на определенном, достаточно высоком этапе развития человечества, противопоставляя ему дикость, неразвитость, нецивилизованность. Во гражданским обществом понимается классическое буржуазное общество, созданное, по его словам, только в современности. Главным элементом в гражданском обществе, считал Гегель, является человек – его роль, функции, положение.

Основными принципами, на которых основывается гражданское общество, Гегель называет:
а) частную собственность;
б) личную свободу;
в) публичную осведомленность;
г) свободно сложившуюся общественное мнение;

г) справедливы и строго соблюдаемые законы. Весомый вклад в развитие идей о гражданском обществе сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс пришел к четкому осознанию того, что в изучении государства необходимо опираться на анализ гражданского общества. Не государство порождает общество, а наоборот -
семья и гражданское общество составляют предпосылки государства. В своих ранних работах К. Маркс использовал понятие «гражданское общество» для обозначения ним структуры семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальной жизни людей, подчеркивая их объективный характер и экономические основания. Сфера деятельности гражданского общества, по Марксу, не только экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движения.

Известный итальянский политический деятель и ученый А. Грамши, анализируя механизм господство руководящего класса в первой половине XX в., выделил три его составные части, три «общества»: экономический (экономический фундамент господства буржуазии - ее владения средствами производства и распределения), политическое и гражданское. Совокупность тех частей, которые осуществляют функцию принуждения и прямого господства (военного, полицейского, правового), составляет "политическое общество". Однако такого общества, которое отвечало бы
системе «охраны общественного порядка и соблюдения законов», не существует. Оно переплетается с той частью общества, которая именуется «гражданским обществом». Приведенные подходы показывают, что гражданское общество было исторически представлено как разумное и целесообразно устройство человеческого бытия. И мыслители определили основные характерные черты этого этапа:

1) развитие гражданского общества был связан с падением сословно-феодального строя, с возникновением капиталистических производственных отношений;

2) гражданское общество возникает на определенном этапе общественного развития и связано с
историческими формами, оно является силой, которая вместе с государством диалектическое единство;

3) в рамках гражданского общества неуклонно возрастает значение человека, превращается из подданного в гражданина, как личности. Гражданское общество называется так не потому, что оно состоит из граждан, а том, что создает определенные условия для граждан.

На протяжении большей части XX в. проблема гражданского общества получила должного развития не только в нашей стране, но и на Западе. Сам термин «гражданское общество »вновь стал актуальным в 1970-80 гг Главной причиной этого было резкое активизация экспансии в сфере частной жизни граждан не только в социалистических, но и в несоциалистических, развитых странах. Существенным содержанием этого процесса было переосмысление понятия гражданских прав. Гражданство наполнялось социальным содержанием, превращаясь в юридически закрепленное право гражданина на получение от государства определенной услуги - бесплатного образования, медицинской помощи, пенсии и т.д.. В 1980-е годы появилась новая трактовка понятия «гражданское общество», связано с именами таких политических деятелей и ученых, как В. Гавел, Дж. Кин, А. Арато, В. Уэйр. Формулируют свое понимание гражданского общества и российские и отечественные ученые - А.Мигранян, В. Ступишин, Ю. Васильчук, И. Кравченко и др.. Итак, возникло много различных определений понятия «гражданское общество», в каждом из которых акцентировалось определенный аспект.

Гражданское общество - это свободное, демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, которое создает атмосферу уважения к правовым традициям и законов, обеспечивает свободу творческой и предпринимательской деятельности, создает возможности достижения благополучия индивидов и реализации прав человека и гражданина, производит механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в развитии отношений между человеком и государством. Гражданское общество возникло в период буржуазных революций в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно деетатизации (Разгосударствление) ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества формировалась современное правовое государство. Становление структур гражданского общества происходило в процессе воплощения в политической, социально- экономической сферах учения о врожденных неотчуждаемые права человека. Развитое гражданское общество предполагает существование демократического правового государства, которая призвана удовлетворять и защищать интересы и права граждан.

Предпосылками гражданского общества:
- рыночная экономика с присущей ей многообразием форм собственности;
- множественность независимых политических сил и партий;
- недирективно формируемая общественное мнение;
- свободная личность с развитым чувством собственного достоинства.

Загрузка...