Концепция жизненного цикла товара (ЖЦТ) была разработана известным американским ученым Теодором Левиттом. Жизненный цикл товара определяет последовательность периодов существования товара фирмы на рынке и характеризует изменение объемов продаж и прибыли от его реализации и определяет маркетинговые стратегии с момента вывода товара на рынок до его снятия с рынка в соответствии с поведения потребителей и конкурентов.

 

Изучение жизненного цикла товаров в маркетинговой товарной политике является важным по многим причинам:

 

ускорение темпов научно-технического прогресса способствует значительному сокращению рыночного цикла товара;

 

новая (особенно технически сложная продукция) требует больших инвестиций; посредством анализа жизненного цикла можно предвидеть изменения во вкусах потребителей и в состоянии конкуренции и корректировать план маркетинга;

 

концепция жизненного цикла позволяет обстоятельный анализ товарного ассортимента, обеспечение сбалансированного сочетания новых, тех растущих и зрелых товаров.

 

ЖЦТ может быть применен:

 

- До товарных категорий (телевизор);

 

- К типу продукции (LCD-телевизор);

 

- До торговых марок;

 

- До отдельных моделей изделий.

 

Традиционный жизненный цикл товара выглядит следующим образом (рис. 12). Но существуют и другие виды ЖЦТ, которые различают по форме и продолжительности (рис. 13).

 

Традиционная кривая (А) имеет четкие периоды внедрения, роста, зрелости, спада. Классическая кривая (бум - В) дает графический выражение жизненного цикла популярного продукта со стабильным сбытом на протяжении длительного времени. Кривая увлечения С воспроизводит жизненный цикл товара имел быстрый взлет и падение популярности. Долгосрочное захвата D имеет аналогичную кривую, однако сбыт продолжается в небольших размерах достаточно долго. Сезонная кривая Е или кривая моды касается товара, который хорошо реализуется в течение отдельных периодов сезона. Кривая возобновления или ностальгии F касается устаревшего товара, вновь приобрел популярность. Кривая провала G характеризует продукт, вообще не имел рыночного успеха. Для типичного товара короткой является стадия внедрения, а длинной - стадия спада объема продаж. Изучая графический выражение различных кривых жизненного цикла товара, можно сделать следующие выводы:

 

- Экономическое и конкурентная среда изменяется на каждом этапе жизненного цикла товара;

 

- Структура затрат и прибыли на различных этапах жизненного цикла неодинаковы;

 

- Для каждого этапа должна определяться приоритетная стратегическая цель;

 

- Маркетинговую деятельность следует адаптировать к каждому этапу жизненного цикла.

 

На профиль ЖЦТ влияют следующие факторы (рис. 14). Любая отрасль не может избежать технологических и других изменений. Умирание существующей технологии производства в связи с появлением новой со временем неизбежно. Суммарный маркетинговый давление оказывает существенное влияние на профиль ЖЦТ, особенно на первых стадиях эволюции рынка, когда он расширяется.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+