Задача получения Украиной полноправного членства в ВТО обусловили поиск путей приспособления существующего режима регулирования торговли с нормами международного права. Следует отметить, что с началом упомянутого переговорного процесса эволюция режима регулирования внешнеэкономической деятельности в стране преимущественно связана с требованиями упомянутой системы, предъявляемых к странам, которые намерены приобрести в ней членства. Это в определенной мере сужает границы принятия произвольных национальных решений, в том числе и методам поддержки своих производителей в конкуренции с иностранными фирмами, а также о возможных границ и механизмов применения протекционистских мер. Об этом следует особо подчеркнуть в контексте дискуссий, которые происходят в Украине вокруг проблемы защиты национального товаропроизводителя.


Следует также принять во внимание то обстоятельство, что в целом к ??странам-претендентам в ВТО применяются по отдельным важным параметрам более жесткие требования, чем к нынешним членам, которые участвовали в создании ВТО. Так, эксперты ЮНКТАД отмечают, что основные развитые страны проявляют оппозицию в аспекте предоставления соответствующих переходных периодов адаптации, требуют принятия дополнительных обязательств в области сельского хозяйства, приватизации, экспортных тарифов и подписание торговых соглашений, которые вообще не являются обязательными для стран -членов. Странам-претендентам предлагают либерализовать доступ к их рынкам товаров и особенно услуг в такой степени, которая может противоречить текущим задачам их развития. Всего в процессе принятия новых членов очень часто руководствуются геополитическими стратегиями [11, с. 44].
Вхождение Украины в переговорный процесс и процедуры гармонизации ее торгового режима с требованиями системы ГАТТ / ВТО, были начаты в 1995 г. В рамках этого процесса в апреле 1996 г. было принято Концепция трансформации таможенного тарифа Украины в соответствии с системой ГАТТ на 1996-2005 гг ., основные положения которой реализуются через правительственные постановления, которые принимаются со второй половины 1996 г.
Упомянутая концепция предусматривает приведение системы импортных тарифов в соответствии с требованиями ГАТТ / ВТО в течение переходного периода, который для различных товарных групп будет длиться от 3 до 10 лет. При этом основная цель - достижение средневзвешенного уровня импортного тарифа в 14%, а также некоторое снижение максимальных тарифных ставок. Для большинства промышленных товаров указаны ставки не должны превышать 30%, а для сельскохозяйственных продуктов - 70%.
Концепция тарифной перестройки предусматривает использование трех ¬ уровневой тарифной системы: с низким уровнем пошлины на сырье, средним - на полуфабрикаты и относительно более высоким на готовые изделия, что вполне вписывается в задачи поддержки отечественных товаропроизводителей. При этом высокие уровни импортной пошлины должны применяться в отношении:
? химических товаров, которые производятся или могут быть произ ¬ ленные в Украине, с постепенным их снижением в течение переходного периода до уровней, согласованных в рамках ГАТТ / ВТО; с ос ¬ нением материалов, используемых в химическом производ ¬ ви, от высокой пошлины ;
? изделий, изготовленных из черных металлов, при условии, что такие изделия выпускаются или могут выпускаться в Украине;
? самолетов гражданской авиации и запчастей к ним, с последующим доведением уровня пошлин до уровней, определяемом соглашениями по Уругвайский раунд ГАТТ;
? сельскохозяйственных продуктов, машин и оборудования для сельского хозяйства, если подобные производятся в Украине (виды машин и оборудования, которые не изготовляются в Украине, но являются необходимыми для АПК, должны облагаться низкими пошлинами)
? предметов роскоши, легковых автомобилей.
Товары, являющиеся предметом обложения в Украине акцизным сбором, подлежат обложению не более чем 70-процентным импорт ¬ ним пошлиной.
Средний уровень тарифных ставок предусмотрен для текстильных изделий и одежды, других товаров легкой промышленности, со снижением на протяжении переходного периода их уровня к низкому.
Особенностью данной Концепции является установление заранее объявленного детализированного расписания постепенного снижения уровня высокой пошлины до уровней, установленных в рамках системы ГАТТ / ВТО. В то же время она обеспечивает преференциальное отношение к тем видам импорта, которые поддерживают национальное производство (основные комплектующие и материалы, оборудование и технологии), особенно в тех отраслях, которые относятся к приоритетным и / или составляют основу экспортного потенциала.
Правительством Украины также принимаются меры по внедрению в национальную правовую систему положений ГАТТ / ВТО, регулирующие использование технических барьеров в торговле, процедур импортного лицензирования, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правил таможенной оценки товаров, использование санитарных и фитосанитарных мер и тому подобное. Уже введены механизмы, которые позволяют в случае значительного неравновесия на внутреннем рынке относительно отдельных товаров принимать защитные меры, включая временные количественные ограничения, в соответствии с правилами ГАТТ / ВТО.
Конечно, для Украины более приемлемой была бы модель поведения в переговорном процессе Китая, который уже на протяжении боль ¬ ше десяти лет ведет тщательное согласование параметров либерализации своего торгового режима, проявляя удивительную твердость во многих вопросах, которые, по мнению китайских чиновников, относятся к стратегическим с точки зрения обеспечения об ¬ рано концепции общественного развития. Однако для Украины использование китайского опыта в этом вопросе уже не представляется возможным. В Украине, с ее незавершенными производственными циклами и повышенной зависимостью от поставок из-за рубежа, с гипертрофированно развитыми, с точки зрения потребностей внутреннего рынка, многими отраслями, выпускающими промежуточную продукцию (полуфабрикаты) существует повышенная потенциальная уязвимость при употреблении в нее другими государствами мер экономического давления. Отсутствие такого веса, который имеет Китай - по количеству населения, динамичностью развития, накопленных резервов иностранной валюты и т.д. - также диктует необходимость идти на компромиссы в процессе присоединения к системе ГАТТ / ВТО.
Вместе с тем существуют вопросы, которые имеют критически важное значение для перспектив развития Украины и по которым должны быть обеспечены базовые национальные интересы в процессе либерализации внешней торговли и принятие международных норм регулирования. К ним прежде всего относятся:
? обеспечение временной защиты на период структурной перестройки аграрного сектора, отдельных производств перерабатывающей промышленности, которые имеют потенциал международной конкурентоспособности
способности, но требуют модернизации (авиастроительная промышленность, судостроительная отрасль, наукоемкие отрасли);
? возможность временно поддерживать за счет соответствующих государственных дотаций (прямых бюджетных ассигнований) развития высокотехнологичных производств, прежде всего через стимулирование частных инвестиций;
? установление тщательно продуманного режима по доступу зарубежных компаний на важные, с точки зрения национальной безопасности, рынки услуг - в банковский сектор, сектор страхования, сектор услуг связи, информационных технологий;
? возможности сохранения и внедрения новых льготных режимов в связи с преференциальным режимам в рамках отношений со странами СНГ, особенно в отношении режимов обмена по кооперированных поставках и товарами, которые принадлежат к так называемого критического импорта.
Реализация указанных принципов должна гарантировать баланс между национальными и глобальными началами в стратегии интеграции Украины в мировую экономику XXI века.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+