Система форм и методов регулирования экспорта и импорта в переходной экономике должна составить довольно сложный комплекс, основанный на последовательной либерализации, однако обеспечивает нейтрализацию недостатков, которые порождаются несовершенством рыночных отношений в переходной экономике.


Поскольку большинство стран начинают реформы в условиях резкого товарного голода на внутреннем рынке, наличии значительного денежного избытка, не обеспеченного товарами, в начальной фазе, как правило, преобладает философия «защиты внутреннего рынка от экспорта». Это приводит к нетипичного для мировой практики состояния, когда отсутствует сколько-нибудь значительный уровень импорта, и наоборот, активно применяется вывозная пошлина с целью сдерживания оттока из страны ряда дефицитных товаров. Этот подход поддерживается процессом либерализации цен, внешней торговли и валютных отношений. Влияние валютного курса снижается, на экспорт и импорт как замещающего выполнения защитных функций со стороны импортного тарифа и создает более сильные стимулы для вывоза ряда товаров, по которым в начальном периоде реформ существует слишком большая исходная разница в ценах внутренних и внешнеторговых. Именно на нейтрализацию этого ценового дифференциала и направлено действие экспортной пошлины.


Такой инверсионный (в сравнении с международной практикой, где экспорт не ограничивается, а стимулируется, а импорт, наоборот, относительно сдерживается) состояние таможенно-тарифной системы не может, поэтому, считаться аномалией:
? отказываясь от применения более-менее высокой импортной пошлины, страна снижает тем самым внутренние издержки производства за счет сокращения расходов на их импортный компонент, повышающий ценовую конкурентоспособность националь ¬ ных изделий по сравнению с зарубежными аналогами, как это имеет место и при применении повышенной импортной пошлины ;
? обусловливая ограничение вывоза облагаемых экспортной пошлиной товаров, страна достигает роста их предложения на внутренней ¬ нем рынке, а следовательно, относительному снижению внутренних цен, это, в свою очередь, обусловливает снижение затрат в отраслях - потребителях таких товаров и рост их ценовой конкурентоспособности, как это происходит и за стимулирование экспорта.
Это инверсионная модель тарифного регулирования имеет временный характер и постепенно трансформируется в обычную модель в условиях выравнивание - по мере роста реального курса валюты - ценовых эффектов, вызванных первоначальным чрезмерным обесценением (в реальном выражении) национальной валюты.
Применение инверсионной модели направлено на прямое снижение стимулов для экспорта сырьевых товаров и на побочное стимулирования роста ценовой конкурентоспособности продукции «верхних этажей» экономики - что является чрезвычайно важным для стран, входящих в реформы с уже относительно развитой, высоко дифференцированной структурой национального хо ¬ ва. Именно временное применение инверсионного подхода, если оно осуществляется в разумных пределах и на основе тщательно продуманной стратегии развития, способно дать ту временную передышку, за которой желательно провести минимально необходимые меры по повышению неценовой конкурентоспособности указанных сфер.
По мере того, как меняются ценовые условия, скорректированы политикой валютного курса, а сама страна входит в так называемый трансформационный спад стимулируется более жесткой монетарной политикой, возникает мотив переходить от системы экспорт ¬ ной пошлины к системе экспортных дотаций, а точнее - от скрытых в величине валютного курса экспортных дотаций в открытой финансовой поддержки экспорта. С другой стороны, возникают основания для существенного усиления импортного протекционизма.
Сама по себе такая эволюция имеет объективный характер. Однако в процессе ее часто наблюдаются гиперпротекционистськи тенденции стимулируются давлением со стороны тех общественных и предпринимательских слоев, которые оказываются в проигрыше в результате падения конкурентоспособности, доходности или занятости. Успех трансформационного процесса во многом связан с тем, насколько государству удается противостоять таким гиперпротекционистським тенденциям, развитие которых грозит торможением прогрессивных структурных преобразований, нарастанием явлений социального иждивенчества, макроэкономической дестабилизацией.
Таким образом, государство должно в начальных периодах рыночных преобразований - до того, как закончены в основном процессы радикальной структурной трансформации и созданные на этой основе новые, международно конкурентоспособные структуры - пройти до ¬ сить узким коридором, который отделяет режим свободной торговли от жесткого протекционизма. Этот коридор представляет собой модель "ограниченного, временного и активного протекционизма».
Это означает необходимость применения протекционизма не как системного принципа, а как исключения, как дополнение к основному принципу свободы внешнеэкономической деятельности, с прогрессирующим, заранее обнародованным графику уменьшения и ликвидации таких защитных мер в течение периода, достаточного для осуществления базисных структурных преобразований и устойчивого повышения международной конкурентоспособности в выбранных областях. Исходя из временной длительности современных процессов инвестирования и международной практики осуществления структурных реформ, можно считать вероятной продолжительности такого льготного периода 8-10 лет.
В процессе либерализации внешнеторговых режимов важным вопросом является не только снижение средних уровней тарифов, но и уменьшение разброса между его различными уровнями, а также постепенная ликвидация или уменьшение различных исключений и льгот в этой области, кроме тех, которые предоставляются в рамках экономически обоснованных специальных режимов торговли (свободных экономических зон).
Для любой страны с переходной экономикой в ??условиях недостаточности в начальных фазах переходного процесса частных накоплений актуальность применения в ряде ключевых отраслей, определяющих динамику международной конкурентоспособности, в течение определенного льготного периода мероприятий прямой государственной финансовой поддержки обусловлено важностью финансирования масштабных структурных преобразований в направлении роста международной конкурентоспособности. Вместе с тем как с точки зрения международной практики применения субсидирования и норм системы ГАТТ / ВТО важно правильно определить формы и направления такого субсидирования.
Прежде, субсидирование может применяться в различ ¬ ных формах, начиная от прямого выделения бюджетного финансирования, предоставления льготных кредитов государственными или контролируемыми государством учреждениями в более опосредованных способов - предоставление гарантий по займам, налоговых льгот, в том числе налоговых кредитов, гарантированных правительственных закупок и др. . [10]. При этом субсидии должны предоставляться, как правило, на основе:
• принципа неспецифичности, т.е. непривязанности мер поддержки к конкретным предприятиям и отраслям или их групп, это не охватывает специфические субсидии, выделяемые на цели НИОКР и «меры развития, предшествующих рыночной конкуренции» (pre-competitive development activities)
• неприменения запрещенных международными нормами субсидий, перечень которых охватывает прежде субсидии, связанные с эффективностью экспортной деятельности, с предоставлением преимуществ национальным товарам перед зарубежными на внутреннем рынке страны (за некоторыми исключениями в отношении сектора сельского хозяйства);
• неприменения субсидий в ущерб интересам фирм и компаний зарубежных стран, что влечет за собой, как правило, отказ от практики предоставления субсидий в объеме, превышающем 5% от стоимости товара, для целей покрытия операционных убытков (за исключением одноразового применения в рамках программ санации и повышения адаптивности конкретных предприятий к рыночной среде и с целью предотвращения острым социальным проблемам), через зачет долгов государству или выделение грантов для целей выплаты долгов (сказанное не относится в полном объеме в сек ¬ тора сельского хозяйства);
• применение субсидий в институциональных рамках обнародованных государственных (правительственных) программ с сообщением об этом соответствующих международных органов и стран-партнеров;
• применение субсидий на сугубо временной основе (общее правило - пятилетний срок действия).
Политика субсидирования разрешается нормами ГАТТ / ВТО в случае оказания помощи в адаптации к новым требованиям рыночной среды в процессе трансформации в рыночную экономику (статья 29 нового Соглашения по субсидиям - Subsidies Agreement [6]). Страны с переходной экономикой могут «задействовать программы и мероприятия, необходимые для такой трансформации». Эти страны имеют определенные послабления в отношении запрещенных и ограниченных международными нормами субсидий - за счет требования постепенно устранять такие субсидии в течение семилетнего периода - и ограничения применения к ним мер воздействия, предусмотренных Соглашением по субсидиям.
В процессе трансформации системы регулирования внешнеэкономической деятельности на рыночной основе уже в начальном периоде важно обеспечить радикальный отход от практики массированного применения количественных ограничений экспорта и импорта - за счет замены квот и лицензий на меры таможенно-тарифного регулирования.
Практика многих стран по использованию квотирования и лицензирования доказала, что, во-первых, эти механизмы действенны, когда они применяются только в отношении узкого круга товаров и услуг и есть надежные механизмы контроля за обоснованностью решений, принимаемых в этой сфере. Последние, как правило, прогрессивно снижают свою эффективность по мере расширения круга объектов, которые лицензируются. Во-вторых, пожалуй, никакая другая форма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности не является питательной средой для развития коррупции, которым является процедура выделения квот и лицензий. Она выступает как бы приглашением к экономическим агентам ориентироваться преимущественно на патологическую уголовное микроэкономическую адаптацию к внешней среде. В-третьих, хотя применение таких инструментов регулирования вызывает потери для потребителей, аналогичные тем, которые возникают при применении тарифов, использование количественных ограничения ¬ ний не приносит государственной казне практически никакого дохода, имеет негативные последствия с точки зрения уменьшения базы для балансировки экономики и стимулирование прогрессивных структурных преобразований в начальных фазах переходного процесса.
Исходя из вышеизложенного, очевидно, есть основания ограничить применение квотирования в основном только такими случаями:
? выполнения государством своих международных обязательств, когда между-народными соглашениями устанавливаются количественные ограничения на экспорт;
? применения в строгом соответствии с международными процедурами на временной основе защитных мер для восстановления нарушенного равновесия на внутреннем рынке, если оно обусловлено чрезмерной конкуренцией со стороны импортных товаров и услуг или чрезвычайным ослаблением ресурсной базы развития национальной промышленности под влиянием вывоза по заниженным (демпинговым) ценам важнейших топливно-сырьевых товаров.
Что касается процедур лицензирования экспорта и импорта, то они (кроме случаев установления квот) могут использоваться прежде всего в трех случаях:
? установление особого контроля за внешнеэкономическими операциями в отношении оружия и боеприпасов, ядерных и ракетных технологий, сильно действующих токсичных, а также наркотических веществ и других товаров, технологий и связанных с ними услуг, подпадающих под международные режимы контроля и нераспространения;
? установление контроля над внешнеэкономической деятельностью отдельных экономических агентов в порядке применения санкций за грубое нарушение законодательства, регулирующего такую ??деятельность;
? регулирования доступа нерезидентов к сфере услуг страны с переходной экономикой в ??таких ключевых областях, как банковские услуги, страхование, операции с ценными бумагами, потому что они во многом влияют на контроль за национальной экономикой: так, в соответствии со статьей ХХИИ Соглашения о торговле услугами (ГАТС) страны с переходной экономикой имеют право вводить или сохранять в случае серьезных препятствий в области платежного баланса и внешних расчетов или угрозы возникновения таких трудностей ограничения в торговле услугами.
Вместе с тем следует обратить внимание на то обстоятельство, что демонтаж количественных мер регулирования экспорта и импорта вовсе не равнозначно ослаблению действия нетарифных мер регулирования в целом. Напротив, уход от преимущественной опоры на такие внешне очень простые, но столь же проблематичны в отношении эффективности и риска мероприятия, как лицензии и квоты, предусматривает развертывание комплексной системы мер нетарифного регулирования. При этом особое внимание следует уделить группе технических и технико-экономических стандартов и требований. Есть все основания полагать, что именно отставание в этой области является для многих стран с переходной экономикой важной причиной ослабления защиты их национальной промышленности и сельскохозяйственного сектора в начальных фазах рыночной трансформации. Это, в частности, имеет результатом заполнения внутренних рынков таких стран недоброкачественной продукцией, вредной для здоровья населения и окружающей среды, но достаточно конкурентоспособной в ценовом отношении.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+