Качественно новый уровень либерализации мировой торговли, достигнутый на основе договоренностей в рамках ГАТТ / ВТО, характеризует значение усиление универсальности в действии регулятивных принципов этой организации - как в секторальном, так и территориальном (географическом) аспектах.


Так, если раньше регулирующие нормы ГАТТ в полном объеме распространялись практически только на страны с развитой рыночной экономикой, то теперь в сферу их непосредственного системного влияния попала не только значительное количество развивающихся стран, но и государств с переходной экономикой. Более того, вследствие универсализации ГАТТ объективно возникла новая ситуация, когда оставаться вне международных норм ГАТТ / ВТО стало стратегически невыгодным для любой страны, которая рассчитывает на тесную интеграцию в международные экономические структуры и полное использование преимуществ международного разделения труда.


С другой стороны, началось распространение процесса либерализации торговли и международных регулирующих норм в те сферы, которые раньше были прерогативой исключительно национального или регионального (в случае ЕС) регулирования. Речь идет о регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, текстильных изделий и готовой одежды, рынки услуг, иностранные инвестиции, вопросы интеллектуальной собственности, проблемы, связанные с техническими барьерами в торговле, которые ранее преимущественно выпадали из этой системы. Таким образом международная торговая система перерастает в комплексную систему либерализации и регулирования международных экономических отношений в целом. В своем нынешнем виде она направлена ??прежде всего на гармонизировано международное регулирование следующих вопросов:
? основные принципы и условия либерализации торговли (с учетом специфики стран и переходных экономик);
? основные многосторонние механизмы, облегчающие доступ к товарным рынкам и обеспечивают регулирования торговых отношений, включая регулирование:
• импорта с целью исправления резких нарушений равновесия на внутреннем рынке (так называемые защитные меры - safeguard measures),
• импорта с целью ликвидации значительного неравновесия платежного баланса,
• отношений в рамках таможенных союзов и зон свободной торговли,
• антидемпинговых процедур и случаев, связанных с предоставлением субсидий,
• вопросов, связанных с техническими барьерами в торговле;
? торговли в отдельных рыночных секторах, прежде всего на рынке сельскохозяйственной продукции и текстильных изделий и готовой одежды;
? в рамках новой многосторонней системы регулирования тор ¬ гивли услугами (система GATS)
? вопросам интеллектуальной собственности, относящихся к торгам ¬ ния (система TRIР)
? в рамках инвестиционных мероприятий, относящихся к торговле (система TRIM)
? вопросов, связанных с государственными закупками.
Следует отметить, что универсализация и расширения масштабов либерализации международной торговли в своей первоначальной фазе предусматривают асинхронный ход либерализационных процессов и, соответственно, неодновременное распространение на них норм ГАТТ / ВТО. Поэтому почти на десятилетний период (до 2005 года) глобальная тор ¬ щите система, в соответствии с ныне действующих договоренностей, должен сохранить определенные признаки гетерогенности относительно режимов регулирования, применяемые различными группами стран. То есть институционально закреплены определенные временные исключения, переходные положения не только в отношении наиболее чувствительных секторов экономики - аграрного и текстильного, но и по группам стран, а также стран с переходной экономикой. При этом льготный период, в течение которого могут действовать определенные изъятия и послабления, временные механизмы, имеет целью создание условий для адаптации экономик названных групп стран в условиях более жесткой международной конкуренции, которые должны последовать в результате присоединения к системе глобального регулирования и свободного международного перемещения ресурсов.
Так, первоначальные договоренности Уругвайского раунда ГАТТ предполагали относительно развитых стран сокращение средневзвешенных импортных тарифов в торговле товарами по 99% тарифных позиций на 40% - с 6,2% до 3,7%, снижение степени охвата нетарифными барьерами в отношении стран, развивающиеся страны с 18% до около 5,5% от объема экспорта 1992 года, с учетом более быстрого роста в либерализованном секторе составит к 2005 году 4,2% (для Восточной Европы это сокращение составит из примерно 21% до около 5%) .
Что касается развивающихся стран, максимальные тарифы было запланировано снизить по 61% согласованных тарифных позициях на 28% - с 15% до 11%. На импорт из развитых стран средневзвешенный уровень тарифа должен составлять: развивающиеся страны, из Азии - 8%, развивающиеся страны, из Европы (исключая членов ЕС) - 16%, страны Латинской Америки - 18%, страны Африки - 23% . В целом европейские развивающиеся страны, должны сократить тарифы с примерно 9,6% до 7,3% [13].
Эти первоначальные оценки не учитывают того значительного импульса, который приобрел процесс либерализации уже после окончания Уругвайского раунда ГАТТ. Ведь во время заседания в декабре 1996 г. в Сингапуре Министерской конференции стран - членов ВТО были достигнуты дополнительные договоренности о либерализации в двух важнейших наукоемких и очень динамичных секторах:
? во-первых, сектора продуктов информационных технологий, предусматривает для 43 стран, которые держат 93% мирового рынка (общим объемом около 600 млрд дол. США) в этом секторе, ликвидацию всех пошлин до 2000 года - в случае развитых стран и к 2005 года - для отдельных стран;
? во-вторых, сектора фармацевтических продуктов, распространяющей уже существующую инициативу по взаимной отмене пошлины с 600 до 465 товарных позиций [14] В дополнение к этому в феврале 1997 года 69 членов ВТО согласовали меры по либерализма ¬ ции сектора основных телекоммуникаций, дающие ежегодные доходы на уровне тоже около 600 млрд дол. США, причем отдельные либерализации меры вводятся почти немедленно, а действие других - растянутая во времени, иногда на 15 лет.
Следует также отметить, что общий либерализации вектор развития активно стимулируется не только Всемирной торговой организацией. Не меньшее влияние оказывают и политически обусловленные кредиты международных финансовых институтов (МВФ и Всемирного банка), программы структурных реформ которых выходят из либерализации философии.
Вместе с тем кризисные явления в мировой экономике 1997-1999 ро ¬ ках, которые были спровоцированы финансовыми потрясениями в Восточной Азии и быстро распространились на другие регионы, охватив такие крупные страны, как Россия и Бразилия, показали очевидную неадекватность быстрых либерализационных процессов в мировом хозяйстве, которые не сопровождаются адекватными изменениями в регуляторных механизмах на национальном, так и региональном и глобальном уровнях.
Эмпирические данные свидетельствуют, что в последние годы в целом вырос уровень уязвимости многих стран и стран с переходной экономикой по воздействию внешних дестабилизирующих факторов - и это разумно считаться прямым следствием малопродуманих и авантюрных схем либерализации, не учитывали институциональные и структурные ограничения менее развитых и переходных систем в аспекте адаптации к значительно более открытой и менее управляемого конкурентной среды.
Характерными параметрами развития в таких условиях стало заметное ухудшение торговых балансов и балансов текущих операций, покрываемых за счет притока иностранного частного капитала, а в случае его недостаточности - за счет официальных кредитов и займов международных финансовых учреждений. Однако такие потоки капитала, которые сами по себе являются объектом острой кон-
конкурентной борьбы между странами-реципиентами, в случае их внезапного сокращения могут быть причиной значительного и драматического увеличения платежного дефицита и обесценение национальной ¬ них валют, вызывая радикальное сокращение импорта и существенное падение общей динамики.
Проблема заключается еще и в том, что регулирующие механизмы ТНК сегодня значительно более развитыми, чем механизмы, обеспечивающие макроэкономическую балансировка различных потоков в рамках мирового хозяйства. Это в особой мере касается возможностей противодействовать стихийному перетоку либералов ¬ зованного спекулятивного капитала, который является мощным дестабилизирующим фактором.
Но еще большие проблемы возникают в структурном аспекте. Дело в том, что развитие самых передовых секторов мировой экономики, связанных с инновациями, расширение и углубление разделения труда в этих сферах объективно не могут осуществляться вне питательной средой, активно формируют правительства стран. Либерализация внешнеэкономической деятельности в этом аспекте может оказывать далеко не однозначен влияние. Ведь она создает наилучшие условия технологического развития прежде всего для уже сложившихся разветвленных и мощных транснациональных структур.
Возможности высокотехнологичного развития менее развитых стран в новой либерализован глобальной торговой системе в значительной степени могут быть ограничены и вследствие принятия
жестких правил, касающихся прав интеллектуальной собственности, связанных с торговлей (система TRIP). Ведь из-за недостатка финансовых ресурсов технологически менее развитых стран процесс передачи им современной технологии может быть существенно ограничен.
Серьезной проблемой является неравномерность распределения эффек ¬ тов от экономической глобализации, которая реализуется через высвобождение нерегулируемых рыночных сил. Основным двигателем этого процесса выступают мощные ТНК наиболее развитых стран, и это принесет наибольшую пользу именно развитым странам. Последние специализируются в рамках мирового хозяйства на производстве товаров и услуг с повышенным уровнем добавленной стоимости и повышенным содержанием интеллектуального компонента, а следовательно имеют возможность присваивать большую часть того чистого дохода, который будет генерироваться в результате более оптимального распределения ресурсов. Более того, отдельные новые глобальные правила, как соглашение относительно прав интеллектуальной собственности, действующей в рамках регулятивных норм ВТО, могут объективно закреплять доминирования ТНК происхождением из наиболее развитых стран.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+