Мировой рынок, как сфера устойчивых экономических отношений, основанных на международном разделении труда, является механизмом реализации мирохозяйственных связей, которые проявляются через формы международных экономических отношений - международную торговлю, миграцию рабочей силы, международное движение капитала и валютно-кредитные отношения.

Эти формы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, создавая дополнительные стимулы для взаимного, преимущественно синхронного, развития. Так, торговля создает условия для международного инвестирования, а миграция капитала, в свою очередь, стимулирует торговые связи и миграцию рабочей силы. Однако основной и центрального ¬ звеном мирохозяйственных связей всегда было и международная торговля. По оценкам Джеффри Сакса, международная торговля составляет на сегодня 80% всех международных экономических отношений.


Международная торговля, как обмен товарами и услугами, является не только внешним признаком существования мирового рынка, но и материальной основой международных экономических отношений, обеспечивая возрастающую единство мирового хозяйства. Она является формой связи между товаропроизводителями и потребителями разных стран, возникающей на основе развития международного разделения труда. Показатели развития торговли между странами демонстрируют их взаимную экономическую зависимость. Так, в 1998 году 23,7% валового глобального продукта в мире было направлено в каналы международных ¬ ной торговли. При этом темпы роста мирового экспорта были больше рост показателей валового внутреннего продукта в среднем по странам мира.
В условиях докапиталистических формаций, основанных на натуральном хозяйстве, существовали лишь некоторые элементы международного разделения труда, которые были связаны в основном с различиями природных условий в отдельных странах. Соответственно и в международной торговле привлекалось небольшая часть производимой в стране продукции, а сам обмен осуществлялся преимущественно между соседними землями и не всегда был устойчивым. Появление развитых форм международного разделения труда характерна для эпохи промышленного капитализма. Крупная машинная индустрия стимулировала углубления дифференциации производства, что, в конце концов, предопределило его выход за национальные границы и стимулировало значительное рас ¬ расширения международной торговли. Сначала в международной торговле принимали участие только наиболее развитые страны и только с развитием товарного производства к ней привлекается все большее количество стран, что приводит к возникновению мирового рынка. Специальностей ¬ сии по экономической истории относят зарождение мирового рынка до XVI века, когда капитализм находился на мануфактурной стадии развития. К началу XIX века мировой рынок уже характеризуется развитыми формами торгово-экономических и финансово-кредитных отношений между странами.
Учитывая это, международная торговля - это исторически первая форма международных экономических связей (если не считать простой, натуральный обмен, который представляет собой обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами, то есть между государствами.
Для национального хозяйства участие в международной торговле приобретает форму внешней торговли, т.е. торговли одной страны с другими, состоящая из оплачиваемого вывоза (экспорта) и ввоза (импорта) товаров и услуг. В совокупности внешняя торговля разных стран образует международную торговлю.
Международная торговля - это сложная социально-экономическая категория, которую можно рассматривать в двух аспектах: операционном и государственно-политическом (рис. 2).
С точки зрения операционного аспекта международная торговля является процессом непосредственного обмена товарами и услугами между хозяйствующими субъектами разных государств, государствами и международными организациями. В данном случае речь идет о движении товаров (в том числе услуг, лицензий, ноу-хау, инжиниринга и др.), инструменты и механизмы расширения товарооборота, совершенствованию структуры экспорта и импорта, прогнозирование и оценку мировых товарных рынков, планирование возможностей экспорта и потребностей импорта, организации контрактной работы, контроль за поставками и отгрузкой, осуществление валютно-финансовых операций и т.п.. При этом предметом международной торговли как сферы знаний является организация выполнения экспортно-импортной операции, а объектом, соответственно, любая операция по экспорту или импорту.

С государственно-политической точки зрения международной торговле можно рассматривать как особый тип общественных отношений, возникающих в мировой системе хозяйства в процессе и по поводу обмена товарами и услугами между государствами, реализующих собственные внешние и внешнеторговые политики. Такие отношения регулируются специальными международными регламентами: договорами, соглашениями, актами и другими нормами международного права. Но поскольку общественные отношения не могут не зависеть от внешней и внутренней политики стран, то отношения обмена на мировом рынке регулируются в значительной степени и актами и действиями политического характера. Так, конгрессмены США очень часто используют торговые санкции для наказания других стран в своих национальных или политических интересах. Хрестоматийными стали уже ограничительные меры в торговле с Советским Союзом и социалистическими странами, с Ираком, Югославией, Кубой, Китаем, Японией, странами ЕС. А осенью 1999 г. российские законодатели впервые попытались ввести санкции против соседней страны - Латвии. В частности, предлагалась принудительная запрет российскому правительству, компаниям и индивидуумам экспортировать и импортировать любые товары в и из Республики Латвия, за исключением медикаментов и других товаров, которые могут быть классифицированы как гуманитарная помощь. При этом российские политики объясняли свое решение тем, что бывшая советская республика проявляет чрезмерную дискриминации против представителей многочисленной русскоязычной общины, создавая сложности получения гражданства Латвии.
При государственно-политическом подходе к трактовке сущности международной торговли ее предметом является организация торгового обмена, исходя из национальных интересов и глобальных тенденций развития мирового хозяйства в целом, а объектом - торговый обмен как совокупность операций по экспорту и импорту.
Индивидуальная ограничительная деловая практика применяется отдельными фирмами и направлена, как правило, на сохранение доминирующего положения в каналах сбыта, завоевание приоритетных позиций в снабжении сырьем, установления и сохранения монопольных цен. При этом используется широкий спектр инструментов: от промышленного шпионажа и распространения слухов к демпингу (дискриминации цены) и частичному или полному отказу вести дела на обычных коммерческих условиях.
Заключение дискриминационных контрактов, нарушающих интересы свободного предпринимательства, получило название индивидуальной антиконкурентной практики. Она характерна для договоров купив ¬ ли-продажи, комиссионных, агентских, лицензионных договоров и договоров на передачу ноу-хау. Антиконкурентный практика при заключении экспортных контрактов заключается во включении в текст договора ограничительных условий, которые юридически и экономически связывают контрагента в дальнейшей деятельности. Такие условия, как правило, касаются ограничений в праве установления цены, выборе контрагентов, определении территории деятельности, проведении тех или иных видов хозяйственных операций, применении определенных форм расчета ¬ ков подобное.
Групповая ограничительная деловая практика предусматривает достижение соглашения между конкурентами о ценах, распределения рынков и т.п. или совместные действия оперативного характера отдельно каждой фирмой или в составе образованных объединений.
Организационной считать ограничительную деловую практику в случае создания монополистических объединений типа картелей, синдикатов, концернов и др..
Оперативная, или оперативно-хозяйственная ограничительная деловая практика включает широкий спектр как групповых, так и индивидуальных действий, применяемых с целью достижения исключительного рыночного положения.
К наиболее распространенных методов и инструментов ограничительной деловой практики относятся:
? соглашения, договоренности, устанавливающие уровень цен;
? участие в международных торгах (тендерах) по тайной домов ¬ ленистю;
? соглашения о разделе рынков или потребителей;
? выделения квот на продажу и производство;
? коллективные действия в поддержку договоренности (например, отказ вести дела, недопущения партнера до заключения сделки и т.п.);
? использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов;
? установление дискриминационных цен или условий относительно поставок и закупок;
? слияния, поглощения или другие формы достижения контроля;
? полный или частичный отказ вести дела на обычных коммерческих условиях;
? установление ограничений относительно места, времени, количества и формы возможной перепродажи или экспорта товаров, поставляемых;
? обусловленность поставок конкретных товаров (услуг) объемам закупок других товаров (услуг) у поставщика или его партнера;
? диктат по принятию управленческих решений в сфере инвестирования, расширение производства, выхода на новые зарубежные рынки, продажи лицензий и т.п..
Законодательство по ограничительной деловой практики возникло в конце XIX - начале XX столетий в США, а начиная с 50-60-х годов получило широкое распространение и в европейских странах - Франции, ФРГ, Англии, Нидерландах, Авст ¬ рии, Бельгии, Испании, Швейцарии , Скандинавских странах, а также в Японии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других. В 70-80-и ра ¬ ки соответствующие законодательные акты были приняты в Венгрии и Польше, а затем и во всех странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза.
В основу квалификации бизнес практики как ограничительной положен критерий нарушения им «нормальной» или «рабочей» рыночной конкуренции. При этом имеется в виду такое влияние на состояние рынка, создание таких договорных и хозяйственных условий, ограничивающих свободу предпринимательства других участников рынка, заставляют применить нежелательные методы хозяйствования в коммерческой и / или производственной сферах деятельности.
Борьба с ограничительной деловой практикой находит свое отражение в попытках ее регламентации на международно-правовой основе. Еще в 1957 г. специальные нормы внесены в Римский договор о создании Европейского Экономического Сообщества (ст.ст.85 и 86) и некоторые другие европейские конвенции, в Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ (ст. VI). Разработаны Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД) предложения по борьбе с ограничительной практикой были приняты Конференцией ООН по ограничительной и деловой практики, впоследствии - Генеральной Ассамблеей ООН (1980 год) под названием «Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой ». Этим документом определяются обязанности государств по разработке законодательства, обеспечения административного и судебной защиты против актов ограничительной практики в интересах развития международной торговли.
Национальный уровень регулирования международной торговли выделяется вследствие существования государственно оформленных национальных хозяйств стран, правительства которых направляют свою деятельность на достижение национальных интересов - политических, идеологических, экономических, военных, социальных, религиозных и т.д.. Система интересов определяет сущность и конкретное содержание политики правительства как внутренней, так и внешней.
Внешнюю политику страны следует рассматривать как общий курс государства в международных делах, совокупность принципов и приоритетных методов, определяющих деятельность органов государственной власти и государственного управления в сфере регулирования отношений данного государства с другими государствами и народами в соответствии с национальными интересами и конкретно-историческими целями. Важной составляющей внешней политики страны является ее внешнеэкономическая политика.
Внешнеэкономическая политика, в свою очередь, является общим кур ¬ сом государства по международным экономическим отношениям, системой принципов и методов, определяющих деятельность органов государственной власти и государственного управления, направленную на обеспечение национальных экономических интересов в сфере развития и взаимодействия национальных экономик в целом и национальных субъектов международного бизнеса в частности.
Элементами, которые определяют содержание, структуру и направления внешнеэкономической политики, являются:
? экспорт и импорт;
? пошлина и таможенные налоги;
? количественные ограничения;
? нетарифные методы регулирования торговли;
? поддержка национального экспорта;
? привлечение иностранных инвестиций;
? зарубежное инвестирование;
? внешнее заимствование;
? экономическая помощь другим странам;
? осуществление совместных экономических проектов.
Органической частью внешнеэкономической политики является политика внешнеторговая. Ее можно определить как определенный курс действий правительственных и властных структур, использование таких принципов, методов и инструментов влияния на развитие внешней торговли страны, благодаря которым обеспечивается достижение определенных целей и реализация национальных интересов. Содержание, структура и направления внешнеторговой политики определяются такими составляющими:
? экспорт и импорт (товарная и региональная структуры, объемы, соотношение, динамика);
? пошлина и таможенные налоги (элементы таможенного тарифа - система товарной классификации тарифа, структура тарифа, методы определения страны происхождения товара, виды и уровень ставок пошлины Состав и уровень таможенных пошлин);
? количественные ограничения (виды, контингенты, уровень);
? нетарифные методы регулирования (технические барьеры, административные формальности, валютно-кредитное регулирование и т.д.);
? поддержка национального экспорта (финансовая-кредитная, налоговая, валютно-кредитная, организационно-техническая и т.д.).
По отношению к указанным составляющих принято также говорить о существовании соответствующих государственных политик по экспорту, импорту, количественных ограничений, поддержки национального производителя и экспортера подобное.
Национальный уровень характеризуется разветвленной системой инструментов регулирования международной торговли, которые применяются при реализации внешнеэкономической и внешнеторговой политик.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+