Развитие рыночной экономики имеет тенденцию к экономической глобализации - процесса накопления структурных сдвигов и последующего формирования целостного мирового хозяйства. Объективной необходимостью экономической глобализации является формирование глобальной стратегии, последовательное возвращение конкретных государств к системе рационального использования ресурсов и отказ от моделей, порожденных национальным эгоизмом.


Состояние национальной экономики сейчас в большой степени определяется не только внутренним потенциалом, но и масштабами участия в международном разделении труда (на основе производства, распределения в мировом масштабе однородных по типу и качеству товаров и услуг, распространение международной стандартизации и рационализации производственно-технических, инвестиционных и маркетинговых операций).
Поскольку национальную экономику образуют хозяйственные оды ¬ цы различных форм собственности, центр исследования нужно перенести на микроуровень и путем обобщений получить целостное знание о тенденциях развития национальной экономики и обосновать ее место в мировой экономике.


В условиях глобализации управления хозяйственной единицей, которая представляет собой открытую систему и одновременно является подсистемой нацио ¬ нальной экономики и мирового хозяйства, работа эта сложная и ответственная, ведь управление должно связывать воедино цели, внутренние ресурсы и внешнюю среду, то есть носить системный характер.
Это требует от руководства (должностных лиц) системного мышления при выработке управленческих решений. Процесс принятия решений начинается с обоснования и четкого формирования конечных целей. При этом проблема рассматривается как единая система, в рамках которой проявляются последствия и взаимосвязи каждого частичного решения, изучаются альтернативные варианты достижения целей (цели отдельных подсистем не могут вступать в конфликт с целями всей системы). Руководство высшего уровня должно видеть перспективы развития национальной экономики (в единстве ее составных частей, неразрывной связи с внеш ¬ ним и международной средой), четко знать, как связаны между собой хозяйственные единицы и влияние каждой из них на достижение цели, как изменения, возникающие в одной части (элементы) системы, влияют на состояние другого (т.е. прямые и обратные связи). Руководители хозяйственных единиц должны также хорошо знать, как их решения влияют на работу вверенных им подразделений, других хозяйственных единиц, находящихся с ними в взаемозвьяз ¬ ках, и на развитие национальной экономики.
Следовательно, возникает необходимость согласования управленческих решений на всех уровнях национальной экономической пирамиды. Решение этой проблемы невозможно без создания сквозной системы экономиче ¬ ного анализа, т.е. такого направления методологии социально-научного познания, в основе которого лежит исследование хозяйственной единицы как совокупности взаимосвязанных элементов, таких как ресурсы, люди, структура, задачи и технология, зориен ¬ тована на достижение целей в условиях переменного внешней среды и одновременно элемента системы высшего уровня национальной экономики и мирового хозяйства.
Сквозная система экономического анализа должна решить следующие задачи: обеспечение возможности системного исследования регулируемого объекта, подчиненного единой цели в нужные для управления промежутки времени обоснование цели подразделения, исходя из состояния внутренней и внешней среды, корректировка ее в случае их изменения; обоснование соотношения между глобальным и национальным, исследования влияния каждой подсистемы на достижение цели, поиск эффективных путей реализации, изучение потребностей и запросов, по которым необходимо принимать специальные меры в данный момент или в будущем, выявления систем взаимосвязей между подсистемами и элементами, изучение влияния каждого элемента на систему в целом и наоборот - выявление подсистемы (элементов систем, которые являются «узкими местами», а какие «ведущими звеньями», сравнительная оценка конкурирующих альтернативных курсов действий каждой подсистемы для выбора варианта, который в наибольшей степени соответствует целям системы в целом , выработка своевременных, взвешенных эффективных управленческих решений).
Преимуществом сквозной системы экономического анализа является то, что она базируется на принципах системного и комплексного подхода. Системный подход обеспечивает большие возможности в познании, создавая предпосылки познания механизма целостности объекта, системы. Система состоит из внешнего окружения, которое включает в себя вход, выход системы, связь с внешней средой, и внутренней структуры - совокупности взаимосвязанных компонентов, которые обеспечивают процесс взаимодействия субъекта управления с объектом, преобразование входа на выход и достижения целей системы. Таким образом, это целостный комплекс взаимосвязанных элементов, имеющих связи с внешней средой и являются подсистемами системы более высокого уровня - (глобальной), который состоит из элементов, где каждый из них рассматривается с позиции системы в целом и вносит свой вклад в ее характеристики. Он позволяет руко ¬ водства обосновать цель подразделения как сложной системы, которая имеет набор взаимосвязанных целей.
Основными свойствами данной системы являются: сложность, обусловленная наличием достаточно сильных материальных и информационных связей между подсистемами и элементами, открытость (имеет входной и выходной каналы, по которым идет обмен информацией и сигналами с внешней средой) и непрерывность (все сигналы и состояние всех элементов задаются непрерывными параметрами).
Итак, сквозная система экономического анализа учитывает всю сложность, которая присуща регулируемом объекта (системы): наличие множественных и достаточно сильных информационных связей между подсистемами и элементами системы, непрерывный, динамичный, неповторимый характер развития, влияние внешней среды (при воздействии на систему внешнюю среду одновременно ощущает реакцию системы - действие с его стороны).
Комплексный характер сквозной системы анализа определяет организационную и методологическую последовательность в его проведении. Организационная означает логическую последовательность в исследовании, методологическая - поэтапное проведение анализа (постановка проблемы, выбор объекта исследования, определение целей и критериев его изучения; структуризация исследуемой системы (разделение ее на подсистемы, создание модели и синтез системы после получения результатов моделирования).
Методологической основой комплексного исследования является систем ¬ ный анализ. Отечественной наукой проведен ряд исследований по этой проблеме. Так, В. М. Глушковым обосновано суть системного анализа, исходя из объективной необходимости его в управлении сложными динамическими процессами.
М. Г. Чумаченко разработаны методы и приемы системного анализа для решения управленческих проблем, ряд ученых работают в области разработки методики системного анализа для исследования отдельных тематических проблем и т.д..
Ведущий специалист в области системного анализа Э. Куэйд утверждает, что на основе развития системного анализа и использования анализ систем можно было бы охарактеризовать как исследование, которое помогает тому, кто принимает решения, выбрать направления действий путем системного изучения своих собственных целей, количественного сравнения затрат , эффективности и степени риска, связанных с осуществлением альтернатив политики и стратегии, необходимые для достижения поставленных целей, а также путем формирования дополнительных альтернатив, если уже изучены окажутся недостаточными. Анализ систем представляет собой подход к рассмотрению или способ рассмотрения сложных проблем выбора в условиях неопределенности.
Таким образом системный анализ является важным элементом метода сквозной системы анализа исследования сложных проблем в области управления путем системного изучения своих собственных целей с помощью методов исследования операции, эвристических методов, детерминированного и стохастического факторного анализа. Целостность системы предлагает и обособленный анализ ее элементов, которые представлены как целенаправленные системы, и изучение этих систем и взаимоотношений между целью и средствами их реализации с позиции системы в целом.
Однако доныне еще не сформирована сквозная система экономического анализа. Для ее создания необходимо разработать все подсистемы, определить информационные связи между ними, обосновать элементы и ее связи с системой управления.
Сквозная система экономического анализа обеспечивает релевантную информацию для реализации всех функций управления в объеме, достаточном для удовлетворения требований различных пользователей, при минимальных затратах в четко определенных временных рамках.
Исходя из необходимости сквозной системы экономического анализа в системе управления и принципов системного и комплекс ¬ ного подходов, сквозной системой анализа хозяйственной деятельности можно считать совокупность подсистем (видов анализа), которые находятся в таких отношениях и взаимосвязях, образующих определенную целостность (единство) , способная производить управленческие решения в условиях определенности и неопределенности, направленные на обоснование оптимального направления развития регу ¬ ное объекта и эффективное достижение заранее заданной цели.
Эффективное функционирование сквозной системы анализа требует выделения таких подсистем и элементов, которые бы максимально соответствовали критерию эффективного функционирования системы в целом.
Теория систем гласит, что любая подсистема может быть разделена на большое количество образующих ее элементов, которые выполняют свою специфическую функцию в системе и в свою очередь могут существовать как отдельные самостоятельные системы.
Исходя из логических предпосылок и практической целесообразности, в сквозной системе анализа необходимо, по нашему мнению, выделить следующие подсистемы: анализа внешней и внутренней среды, маркетингового анализа, финансового, управленческого анализа.
Развитие рыночных отношений, приватизация, конкурентная борь ¬ ба между отдельными товаропроизводителями породили проблему коммерческой тайны, есть необходимость защитить предприятие от злоупотреблений его секретами и от использования секретной информации в конкурентной борьбе. В этих условиях внешняя информация, которая публикуется в открытой печати, должна быть правдивой, но в то же время лаконичной и не позволять злоупотреблять доверчивостью предприятий. Это вызвало необходимость разделения учета на финансовый и управленческий, что в свою очередь создало основу для выделения в сквозной системе анализа хозяйственной деятельности предприятий подсистем финансового и управленческого анализа.
Подсистема финансового анализа должно способствовать обоснованию решений текущего, тактического и стратегического финансового управления. Она строится на базе финансового учета, включающего информацию, которая используется как внутри предприятия его руководством, так и сообщается тем, кто находится вне предприятия и имеет прямые или косвенные финансовые интересы к нему. Это требует выделения в подсистемы финансового анализа двух подсистем: анализа общих финансовых проблем и секретного анализа финансов. Первая исследовать, насколько успешно были достигнуты цели предприятия в плане доходности и какова его ликвидность, финансовые перспективы, взаимосвязи с бюджетом, с регулирующими органами, органами планирования экономики и другими элементами внешнего окружения; давать оценку активов предприятия и источников их финансирования, величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности, обеспечивать поиск источников дополнительного финансирования, рост на инвестированный капитал и уменьшения риска, постоянный контроль за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.
Вторая - подсистема секретного анализа финансов - решать такие проблемы: обоснование долго-и краткосрочного финансовых планов (бюджетов), поиск эффективных форм представления финансовых ресурсов в нужное время своевременное определение возможного риска различных источников средств, оценка эффективности капитальных вложений, определение риска, обоснование экономических и финансовых программ выхода из опасного финансового состояния, анализ динамики и структуры прибыли в отчетном периоде спиввимирювання норм прибыли владельцев с их ожиданиями выявления наиболее прибыльных видов продукции; поисках путей обеспечения рентабельной деятельности, избежание банкротства и крупных финансовых неудач.
Как видим, эффективное решение этих проблем невозможно без взаимосвязи подсистемы финансового анализа с подсистемами управленческого, маркетингового анализа и анализа внешней и внутренней среды.
Построение эффективного финансового управления требует интеграции всех составляющих: постановки цели, превращение ее в финансовые планы, постоянного исследования хода выполнения финансовых планов, бюджетов, изучение причин отклонений.
Для принятия оптимальных решений необходимо иметь информацию о деятельности предприятия в прошлом, которая позволяет оценить финансовые перспективы. Это требует создания методического обеспечения подсистемы - перспективного, оперативного и ретроспективного анализа.
Однако для управления производством требуется дополнительная информация, которая учитывает взаимосвязь ресурсов производства, производственного процесса (технологии, организации) и результатов производства. С этой целью выделяется подсистема управленческого анализа. Она исследовать деятельность подразделения в производственном аспекте с целью выработки оперативных, тактических и стратегических решений, направленных на повышение эффективности производственной и реализационной деятельности. Подсистема управленческого анализа должна решать следующие проблемы: научное обоснования ¬ вание оперативных, тактических и стратегических планов, норм и
нормативов производства и реализации продукции, оценка результатов деятельности и выработка корректирующих мер, направленных на то, чтобы цели были достигнуты, а планы реализованы, исследования использования производственных мощностей, трудовых и материальных ресурсов, их вклада в конечные результаты, выявления отклонений по статьям расходов, определение факторов, которые повлияли на эти отклонения (зависимых и независимых от данного звена) и разработка мер их регулирования, поиск возможностей локализации выявленных отклонений от установленных заданий по местам их возникновения; постоянный контроль за формированием себестоимости продукции в раз ¬ рези сегментов деятельности, выявление путей рационализации производственных затрат и эффективных изменений в объеме и структуре производства, использование результатов анализа для корректировки первоначальной цели, постоянное спиввимирювання расходов, выпуска и результатов по всем сферам и сегментам деятельности, структурным подразделениям, центрам ответственности, определение места каждого структурного подразделения в финансовых результатах.
Управленческий анализ, используя внешнюю и внутрен-ню информацию, позволяет системно рассмотреть вопрос эффективного осуществления всех видов деятельности в разрезе отраслей, структурных подразделений.
Исходным моментом анализа внешней среды является познание правового поля (правовых систем в странах, где ведет дела хозяйственная единица, а также правовых взаимоотношений стран мира). При этом важными объектами анализа являются национальные запасы, которые регулируют деловые отношения между странами (коммерческое или договорное право - защита патентов, торговых знаков и авторских прав, стандартные формы бухгалтерского учета; обще-правовая среда - закон об охране окружающей среды санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности; трудовое законодательство; ценообразования, налогообложения) и международные законы, регулирующие взаимоотношения суверенных государств (законы, влияющие на международные операции или договоры, регулирующие от ¬ синими между странами в вопросах товаропотоков, производственных
факторов).
На систему международного бизнеса большое влияние оказывают политические и экономические факторы: политическая система влияет на интеграцию общества, экономическая - предназначена для распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими пользователями и связана с регулированием и координацией ресурсов и собственности на любое имущество. В современных обществах очень трудно и почти невозможно отделить политическое от экономического [2, с. 42]. Однако для изучения влияния каждого из вышеуказанных факторов нужно в процессе анализа рассматривать эти факторы в отдельности.
Кроме того нужно уделять должное внимание мировом финансовом среде.
Для проведения оперативного анализа производственных результатов, определение слабых мест производства на низком уровне выделяются подсистемы в разрезе центров ответственности (от подразделений первого порядка до рабочего места).
Управленческий анализ включает в свою систему и финансовый анализ, без него руководство подразделения не может осуществить свою финансовую стратегию.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+