Сейчас, на рубеже тысячелетий, нет такой стороны человеческой сущности, которой бы так или иначе затронули процессы глобализации. Так что вполне понятно, что проблемы глобализации становятся предметом исследования философов, историков, социологов, экономистов [1]. Толкованию глобализации, ее форм проявления и значимости в прогрессе общества был посвящен специальный выпуск французского журнала «Общественные науки» [2], на страницах которого нашли отражение точки зрения ведущих специалистов из Франции и других стран.


Одним из подходов углубленного исследования процессов глобализации, на наш взгляд, может послужить анализ воспроизводственных аспектов международной интеграции, среди которых ведущая роль принадлежит сфере распределения социального продукта.
Отметим, что глобализация открывает новые возможности разви-тия на основе использования преимуществ международного разделения труда. Генерирующим субъектом процессов глобализации являются промышленно развитые страны, в которых базируются транснациональные корпорации и мировые финансовые центры. Интеграция экономики способствует прогрессу науки и техники, что позволит решать сложные проблемы общественного развития. Вместе с тем процесс глобализации приобрел стихийного и противоречивый характер, что требует неоднозначной оценки развития стран и их места по наделенности факторами производства и распределения созданного общественного продукта. Существующие различия между странами по размерам территорий, численности ¬ ностью и плотностью населения, природными условиями, наличием сырьевых ресурсов и их доступности обусловили неравенство стартовых условий вхождения в мировое хозяйство.
Быстрые темпы глобализации мирохозяйственных связей, обусловленные новой волной НТР и экономической экспансией капитала, усиливают нестабильность в мировой среде, рост социальных противоречий почти во всех странах, в том числе разви ¬ тых, потере государством роли социального защитника населения. Цивилизация вступает в фазу повышенных рисков финансового обеспечения воспроизводства национальных экономик, на международном уровне накапливаются диспропорции в распределении жизненных благ.
Признание глобализации как объективной необходимости существования цивилизации на земле является сегодня продолжением осознанных человечеством проблем мирного сосуществования стран, широкой торговли, единого информационного пространства и др.. Теория систем просто не предусматривает абсолютной обособленности частей. Степень развития систем требует соответствующего уровня интеграцийности национальных экономик и нового порядка взаимоотношений.
Углубление глобализации экономики наталкивается на нерешенные проблемы, прежде всего из-за фундаментальной культурной неоднородности мира и поразительную экономическое неравенство на планете, и сопровождается обострением экономических и социальных противоречий на микро-и макро международной экономики. Механизмы цивилизационной коррупции, по сути однотипны с внутринациональных, разъедают упорядоченный социальный мир. Менее развитые страны (кроме «тигров» и «драконов») сегодня вовлекаются в глобальную экономику с жесткими правилами игры, которые были определены международными финансовыми организациями в начале 80-х годов ХХ века. Им отведена роль поставщиков сырья и производителей низкотехнологичных това ¬ ров. А так называемые structural adjustment programs с их стандартным набором условий распределительного характера (сокращение бюджетных, в т.ч. социальных расходов, либерализация цен и внешней торговли, девальвация местной валюты и т. п.) направлены на реализацию двух основных целей: стимулирование экспорта странами -должниками для осуществления платежей по обслуживанию внешнего долга, расширение импорта товаров из развитых стран в развивающиеся. Усиливается технологическая и финансовая зависимость периферии от развитых стран. Этим обостряется проблема производства и распределения «социального продукта» глобальной экономики.
Категория «социальный продукт», которую мы выбрали в качестве объекта исследования процессов глобализации, является конкретно абстрактным выражением ценностей, достигнутые цивилизацией. Конкретными составляющими созданного мировым хозяйством социального продукта являются: совокупный общественный продукт (ССП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД) и т. п. Можно считать, что «социальный продукт» включает в себя национальное богатство (НБ), которым распоряжаются национальные экономики в данный период времени. Общность и различия между НБ, ССП, ВНП, ВВП, НД, их формирования и вычисления в работе специально не рассматриваются. В абстрактных составляющих социального продукта мы относим ценности, которые в вар ¬ тесной форме выразить невозможно. Это информация и знания, экономическая культура, уровень менеджмента, национальная экономическая психология, социальное партнерство, развитие общественных наук, гуманизация и отношение человечества к природе и т.д.. Экономическая теория еще не выработала критериев (показателей) количественного их измерения и влияния на созданный продукт. Категорию «социальный продукт» мы употребляем как синтезуючицй показатель измерения результатов функционирования глобальной экономики (мирового социума), как органично единого общественного организма.
Достаточно современной ныне «догма Смита», который определяет созданный продукт как сумма доходов; все расходы (материальные и нематериальные) распадаются на доходы и одновременно состоят из них. Отметим, что «догма Смита» по-разному трактовалась Д. Рикардо, К. Марксом, А. Маршаллом и другими экономистами. Современная система национальных счетов опирается на равенство доходных и расходных составляющих. Поэтому, для более полной характеристики глобализации распределительных отношений, мы осуществляли анализ распределения социального продукта по расходной стороны (распределения факторов: земли, труда, капитала и т.д.) и доходной стороны (распределения доходов: ренты, заработной платы, процента и т.д.).
«Социальным» продукт назван для того, чтобы подчеркнуть развития глобальной экономики как единого целого, что в ближайшем будущем созреет в органически целостную экономическую систему. Под глобализацией мы понимаем не только экономическую интеграцию стран в различных ее формах, но и возникновение и развитие глобальных проблем на всех организационно-экономических уровнях функционирования общества. Цивилизация, а точнее общество можно представить в системе единства материального и нематериальных ¬ ного мира как агрегированный социум (совокупность индивидов на земле), результатом деятельности которого является созданный человечеством «социальный продукт».
В экономической литературе распределительные отношения рассматриваются в основном через призму распределения созданного продукта. В реальной практике сегодня объектами распределения выступают ресурсы, земля, водная акватория, производственный и интеллектуальный потенциал, капитал в его различных формах функционирования, прибыль, заработная плата, сбережения и т. д. В условиях ограниченности ресурсов в борьбе за существование все больше обостряются проблемы распределения и перераспределения жизненных средств. Характер и основные черты распределения имеют соответствующее влияние на экономику в целом, неоднократно доказывал исторический опыт.
История экономической мысли свидетельствует о постоянном научный поиск объективных принципов распределения доходов, среди которых следует отметить теории однофакторной модели (физиократы и меркантилисты), трьохфакторнои модели (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль), марксистская теория трудовой стоимости (К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. Робинсон), теория предельной производительности (Дж. Б. Кларк, Д. Хикс), теория чотирьохфакторнои модели распределения (А. Мар ¬ шалл, Й. Шумпетер, П. Самуэльсон), теория общественного выбора (К.Виксель, Д. Бьюккенен). Каждая из указанных теорий выдвигает свои подходы к организации системы распределения, есть между ними общие черты, но есть и противоположные взгляды. Господство финансового капитала и активизация фиктивного капитала (рынка ценных бумаг) во второй половине ХХ века по перераспределению доходов и богатства не только в рамках национальных экономик, но и в рамках глобальной экономики, поставили перед экономической теорией проблему таких принципов распределения как эффективность и справедливость. Распределительная эффективность и распределительная справедливость вновь приобретают остроту в третьем тысячелетии. Последние экономические исследования свидетельствуют о все чаще обращение экономистов-социо ¬ логов к обозначенной проблемы. Даже Нобелевскую премию в 1998 году была присуждена Амартя Сену (Индия) за вклад в экономический анализ распределения и благосостояния населения.
Распределение социального продукта базируется на пофакторный теории распределения доходов [3]. Теория факторов производства и сегодня является наиболее логичным и практически ценной. То есть современную экономику можно представить пятифакторная или даже шестифактор ¬ ной модели (схема 1). Речь идет о необходимости признания, кроме уже теоретически обоснованной чотирьохфакторнои модели (земля, труд, капитал, предпринимательство) еще двух факторов: ин ¬ формации и роли государства. Государство все больше берет на себя
функцию регулирования экономики: социальной защиты населения, структурных изменений, обеспечения устойчивого развития, решения экологических проблем и прочее. Огосударствление доходов и развитие государственного предпринимательства неоднозначно влияет на глобализацию социального продукта. В государственной собственности находятся предприятия, сами займаться предпринимательской деятельностью, с другой стороны рост распределительных функций государства расширяет возможности каждой страны в процессе межгосударственной финансовой интеграции. В условиях глобализации экономики государство выполняет двойную роль: она является и объектом и субъектом интеграции мирохозяйственных связей. Государство влияет на распределение ресурсов и доходов с помощью политико-силовых и экономических методов.
Расширение масштабов экономической деятельности в территориальном, отраслевом и функциональном аспектах ведет к увеличению объемов и усложнение содержания информации как составного элемента экономического развития. Информация - единственный ресурс, которым могут владеть одновременно все субъекты глобальной экономики. Интеллектуальная неравенство было и есть главным обстоятельством разногласий между людьми и странами. Численность неграмотных людей постоянно растет, достигнув до 700 млн человек на земном шаре. В такой ситуации доминирует невежество большой доли людей, что вызывает появление социальной напряженности в обществе.
Наличие компьютерных систем открывает доступ к информации, возможности оперативного ее накопления и использования. Например, в США лишь 5% из 1300000000000 единиц документов хранится на бумаге. Украина со своей бумажной архаикой может сегодня эффективно использовать доступную информацию для выработки адекватной экономической политики.
Ускоренное развитие производительных сил под влиянием третьей волны НТР, рост возможностей человека, коренное изменение роли средств информации и коммуникаций способствовали интенсификации мирохозяйственных связей и кардинальных изменений в системе распределения социального продукта. Углубление международного разделения труда как базовой основы интернационализации экономических отношений определяет и характер обмена и распределения ресурсов, продуктов и доходов.
Есть все основания для констатации факта становления единой струк ¬ турованои системы распределения в рамках глобальной экономики (схема 1). Глобализация постепенно охватывает все стороны общественной жизни: использование природных ресурсов, обмен продуктами труда, финансовыми ресурсами, информацией и знаниями, навыками культуры предпринимательства. По сути, распределительный характер носят все формы международной интеграции: миграция рабочей силы, экспорт товаров и услуг, международное кредитование и инвестирование, обмен валютами и информации и т.д..
Международная экономическая интеграция означает объединение разделенных национальными рамками отдельных частей, что требует соответствующей координации. Новый глобальный уровень экономики предполагает возникновение новых (по масштабности, глубине и харак ¬ тером) противоречий в распределении продукта. Глобализация распределительных отношений затрагивает национальную экономическую политику, ограничивая влияние государства в денежно-кредитной, бюджетной, налоговой сферах, даже в сферах информацийноого обеспечения, трудового и антимонопольного законодательства. Расширение глобализации экономики вступает в противоречие с развитием националь ¬ них экономик.
Экономическое развитие в этих странах исторически всегда осуществлялся не в результате саморазвития и самосовершенствования своих начал, исходя из собственных интересов, а путем навязывания обра ¬ ху механистического копирования отдельных элементов западной экономической культуры. Государство всегда выступала инициатором экономической модернизации. Так было при Петре I и Екатерины II, при Александре II и в период перестройки Горбачева. Общей чертой всех попыток революционных изменений развития общества была их тупиковость. Петровские изменения в конечном итоге имели позацивилизацийний направление развития России, так было после Русской революции 1917 года, таких черт приобретает и современный этап бархатной революционной трансформации общества. Становление рыночных принципов функционирования превратилось в глобальное разделение богатства конца ХХ века. Путем ограбления народа и перераспределения в Украине, как и в России, сформировался «бездействует» (по Веберу) класс новых буржуа, обогатилась на финансовых спекуляциях и компрадорскому служении иностранному капиталу. Более 30-кратная разница между 10% богатых и 10% бедными означает не только катастрофическое несправедливость отношений распределения и вероятность возникновения коллапса экономического развития. Результатом такого перераспределения доходов между странами является катастрофические масштабы внешнего долга Украины.
До 70-х годов проблемы внешнего долга в мировой экономике еще не существовало, поэтому и в экономической теории она приобрела актуальность и предметности. Среди политиков доминировало убеждение, что государство не может обанкротиться, поскольку имеет станок для печатания денег. Практика внесла коррективы. В результате энергетического кризиса 1974-75 годов и резкого роста мировых процентных ставок в 80-х годах проявил себя долговой кризис стран. С тех пор внешний и внутрен ¬ ней долги государства стали неотъемлемой частью макроэкономического анализа национальной и мировой экономик. А если предположить, что мировое хозяйство является единым экономическим организмом, то долговые обязаны одних стран перед другими субъектами мирового хозяйства следует рассматривать как кризис неплатежей,
тенденция проявления которых прослеживается на примере экономики Украины.
В концепции внешнего и внутреннего долга государства остается целый ряд проблем, которые теоретически еще не определены, а исторического отечественного опыта еще не накоплен. Сейчас нам необходимо критически проанализировать причины возникновения долговой зависимости стран. Долговой кризис 80-х годов, охватившего эти страны, подавляет развитие национальных экономик и на сегодняшний день. Процесс обслуживания внешнего долга приобрел затяжной характер, а его нагрузки проявляется во всех воспроизводственных процессах национальной экономики.
Увлечение внешними кредитами в экономической политике Украины зашло настолько далеко, что современное существование националь ¬ ной экономики просто не предполагается без внешнего кредитования. Мы только можем мечтать и надеяться на возможное списание внешних долгов, как это было сделано по отношению к Польше и некоторых стран Латинской Америки или Африки. К сожалению, Украина не входит в число 36 беднейших стран мира, которым в свое время пообещал списать долги США тогдашний президент Билл Клинтон в своем выступлении на ежегодном собрании пред ¬ ников МВФ и Всемирного банка [29].
Так доходы и расходы государства имеют тенденцию к резкому снижению, тогда как величина внешнего долга постоянно растет. Дефицит государственного бюджета хотя и незначительный, но речь долж-на идти о долговая нагрузка на единицу дохода бюджета. Доля внешнего долга на каждую одну гривну дохода бюджета Украины ежегодно постоянно растет: в 1992 г. она составляла
4 копейки, в 1993 г. - 29; 1995 г. - 59; 1998 г. - 75 копеек. Это означает процесс ужесточения денежной нестабильности, финансового ограничения для проведения самостоятельной государственной экономической политики.
Доступность к внешним кредитам в 1992-1993 г.г. разрешил правительству Украины содержать еще на высоком уровне расходы государства, не прибегая к инфляционному финансированию и не вводя новые налоги. А когда не хватило внешних кредитов, то правительство вынуждено было прибегнуть к ОВГЗ (инфляционное финансирование), в жест ¬ кой и обременительной налоговой политики. Налоговая политика подавила отечественного производителя, а нарастающая инфляция сделала неплатежеспособным населения, вследствие чего внешний долг все больше тяготеет над экономикой Украины.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+