Экономические методы управления процессом природопользования относятся к наиболее распространенным в мировой практике. Это - платежи за ресурсы и загрязнение, предоставление льгот в налогообложении предприятий, предоставление на льготных условиях краткосрочных и долгосрочных ссуд для реализации проектов по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, освобождение от налогообложения фондов охраны окружающей среды, передача части средств внебюджетных фондов охраны окружающей среды на долгосрочных договорных условиях предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для принятия мер по гарантированному снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ, на развитие экологически безопасных технологий и производств, инвестиции на охрану природы, создание государственного и региональных экологических фондов.
Одним из главных экономических методов плата за ресурсы. Научной основой для определения размеров такой платы служит их экономическая оценка, в основу которой положен дифференциальную ренту. В обще ¬ ально виде различают шесть видов платежей за ресурсы:
1. Платежи за право пользования природными ресурсами.
2. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
3. Рентные платежи за эксплуатацию лучших природных ресурсов или качества, или по месту их расположения относительно рынка.
4. Штрафные платежи за сверхурочное использование природных ресурсов.
5. Компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью этих предприятий.
6. Плата предприятий за использование среды для размещения отходов производства.
Нормативы платежей за землю дифференцируются по видам сельскохозяйственных угодий, по типам почв и используются в начислении сметной стоимости объектов, сооружаемых на землях, изъятых из сельскохозяйственного оборота. Нормативы платежей зависят от землепользователей: так, для промышленных объектов за отвод пахотных земель и многолетних насаждений платежи в 2 - 2,5 раза выше, чем за отвод кормовых угодий, сенокосов и пастбищ.
Плата за изъятие земли градостроительство дифференцируется по экономическим районам с учетом населения города.
Платежи за воду осуществляется промышленными предприятиями и коммунальным хозяйством. Они дифференцируются по бассейнам рек и колеблются в пределах от 1,5 до 3 коп. за 1 м3 воды.
На протяжении последних десятилетий цены в топливные ресурсы в Украине были настолько низкими, что это привело к убыточности угольной промышленности. Кроме того, электроэнергия была только в 2,8 раза дороже угля (в США - в 4,1 раза), а это способствовало внедрению энергоемких производств.
К экономическим методам управления процессом природопользования ¬ ния относятся также платежи за загрязнение. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13 января 1992 г. № 18, плата за загрязнение окружающей среды устанавливается за:
• выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;
• сбросы загрязняющих веществ в поверхностные воды, территориальные и внутренние морские воды, а также в подземные горизонты, в том числе сбросы, проводимых предприятиями через систему коммунальной канализации;
• размещение отходов в окружающей среде.
Размеры указанных платежей устанавливаются на основании лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, определяемых для предприятий с учетом предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) по каждому ингредиенту в тоннах в год. Лимиты размещения отходов в окружающей среде определяются для предприятий как физический объем отходов по классам их токсичности. Устанавливают их органы Министерства охраны окружающей среды Украины в форме выдачи разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. Лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ устанавливаются на 1 год и доводятся до предприятий не позднее 1 июля предыдущего года.
За сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещения отходов (более ПДВ, ПДС) устанавливаются штрафные платежи - повышенный размер платы по сравнению с базовым нормативам платы (налогами в пределах от 1 до 5 раз).
Платежи за загрязнение окружающей природной среды (кроме расположенных в городах республиканского подчинения) перечисляются в следующих размерах: 70% - во внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды советов народных депутатов, 20% - во внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым и областных советов народных депутатов, 10% - на счет республиканского внебюджетного фонда Минприроды Украины.
Предприятия, расположенные в городах республиканского подчинения, платежи за загрязнение окружающей природной среды перечисляют: 90% - во внебюджетные фонды охраны природы городских советов народных депутатов и 10% - на счет республиканских внебюджетных фондов охраны природы Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины.
Критерием для расчета платежей за загрязнение являются убытки от него. Эти убытки проявляются одновременно в моральном, социальном, эстетическом, натуральном, экономическом аспектах. Но в основном оцениваются экономические потери, которые всегда являются только частью, хотя и очень важной, общих убытков. Оценка моральных и социальных убытков представляет определенные трудности из-за отсутствия соответствующих методик.
Под экономическим ущербом от вредного воздействия на окружающую среду отходов производства понимают фактические или возможные затраты народного хозяйства, выраженные в стоимостной форме, и расходы на компенсацию этих потерь. Загрязнение окружающей среды приводит к возникновению двух видов затрат: на предупреждение воздействия на загрязнение среды и на предупреждение воздействия загрязненной среды на них. Расходы на предотвращение загрязнения осуществляются непосредственно на предприятии или в другом источнике загрязнения с целью уменьшения вредных выбросов. Это может быть строительство очистных сооружений, внедрение экологически чистых технологий, предварительная обработка топлива (например, удаление серы) и т.д.. Эти затраты уменьшают экономические убытки.
Расходы на компенсацию убытков вместе с собственно убытками и составляют экономические убытки. Эти две формы ущерба выступают в отношении друг друга как своеобразная альтернатива.
Экономический ущерб - величина комплексная. Чаще всего их выражают суммой основных локальных ущерба: а) от ухудшения здоровья населения, б) коммунальному хозяйству в) сельское и лесное хозяйство г) промышленности. Сущность убытков от ухудшения здоровья населения заключается в недопроизводства национального дохода из-за потери рабочего времени, дополнительные расходы на медицинское обслуживание, на выплату по письму нетрудоспособности и пенсий и т.п.. Убытки в коммунальном хозяйстве можно рассматривать как дополнительные расходы на уборку пыли, частое окрашивание деревянных и металлических конструкций, расходов на моющие средства и т.д.. Убытки в сельском хозяйстве оговариваются снижением ценности посевных площадей на загрязненных участках, причем это, во-первых, снижение урожайности сельскохозяйственных культур, а во-вторых - загрязнения сельскохозяйственной продукции. Урожайность зерновых культур вследствие загрязнения уменьшается на 20 - 25%, подсолнечника - на 15 - 20, овощей - на 15 - 30%. В загрязненных районах возрастает заболеваемость крупного рогатого скота: лейкозом в 2, туберкулезом в 1,5, маститами в 1,9 раза выше, чем в экологически чистых районах. Снижается продуктивность скота: например, в Донецком регионе надои молока на 13 - 14% ниже, чем в условно чистых хозяйствах.
Загрязнение сильно сказывается на лесном хозяйстве: известно, что загрязнением поврежден в Германии 35% лесных массивов, в Австрии - 30%. Ущерб, наносит атмосферное загрязнение производственным фондам, таят в себе убытки на текущие капитальные ремонты основных производственных фондов, убытки от преждевременной утилизации оборудования, ущерб от простоев оборудования в ремонте и т.п..
Исследования, проведенные в США, показали, что в структуре эконо ¬ мического ущерба от загрязнения воздуха первое место занимает здоровье населения (37,9%), второе - коммунальное и бытовое хозяйство (31,7%), третье - транспорт и промышленность (29,8%), сельское хозяйство на последнем месте (0,6%).
Экономические убытки рассчитывают в пяти видах:
1) фактические убытки, то потери или негативные изменения, возникающие от загрязнения окружающей среды и могут быть оценены в стоимостной форме в отчетном периоде;
2) возможные, которые будут наблюдаться в перспективе из-за возможного загрязнения окружающей среды, то есть имеют условно-теоретической ¬ ный характер;
3) отвлеченные, составляющих разницу между фактическими и возможными убытками;
4) ликвидированы - та часть убытков, на которую они были уменьшены благодаря осуществлению природоохранных мероприятий;
5) потенциальные - убытки, которые могут быть причинены обществу в будущем через нынешнее загрязнение окружающей среды.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+