Механизм хозяйствования в сфере природопользования и охраны окружающей среды представляет собой систему мер по управлению, экологическому законодательству и экономического стимулирования, направленную на рациональное природопользование.

Все рычаги народнохозяйственной природозащитной системы составляют единое целое и дополняют друг друга. При этом каждый из них имеет самостоятельные функции, решает определенный круг задач и, в зависимости от уровня сформированности, стимулирует или тормозит работу системы в целом.
Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляют Кабинет Министров Украины, Совета народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы, а также специальные уполномоченные на то государственные органы по охране природной среды и использования природных ресурсов.


Специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в Украине является Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности (сокращенно Минприроды).
Сейчас Минприроды осуществляет координацию всех природоохранных работ в Украине, готовит для Кабинета Министров предложения по вопросам охраны природы и рационального использования водных ресурсов, разрабатывает предложения по совершенствованию хозяйственного механизма управ-ления процессом природопользования, экологические нормативы, правила и стандарты готовит долгосрочные государственные целевые программы по охраны окружающей среды, утверждает ТерКСОП * осуществляет экологическую экспертизу схем развития и размещения производительных сил Украины, контроль за соблюдением экологических норм при разработке новой техники, технологии и материалов, экологическую экспертизу проектов всех новостроек и действующих промышленных объектов.


Минприроды имеет право запретить строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, проведение работ по эксплуатации природных ресурсов, если они нарушают природоохранное законодательство, а также привлечь к ответственности как организации, так и отдельных граждан в случае нарушения природоохранного законодательства.
Минприроды Украины работает в тесной связи с Министерством здравоохранения и подчиненными ему санитарно-эпидемиологическими службами, Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по гидрометеорологии, Государственным комитетом водного хозяйства, Государственным комитетом по геологии, Государственным комитетом земельного хозяйства, Национальным комитетом авиации Украина.
Решение Минприроды, вынесенные в пределах его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми министерствами, объединениями, предприятиями и организациями.


При этом Министерстве была создана Государственная экологическая инспекция, в состав которой входят Главная экологическая инспекция, инспекции охраны Черного и Азовского морей, экологические инспекции Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Основной задачей Государственной экологической инспекции является осуществление государственного контроля в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Эта структура имеет право: обследовать предприятия, их объединения, военные и оборонные объекты с целью проверки соблюдения требований экологической безопасности, выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов ограничивать и останавливать строительство, реконструкцию, расширение объект объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и т.п., если их деятельность осуществляется с нарушением природоохранного законодательства, подавать иски о возмещении убытков и потери, причиненные вследствие нарушения законодательства, и т.д..
Правовое регулирование природопользования является одним из основных рычагов хозяйственного механизма управления этим процессом.
К правовым основам охраны окружающей среды и рационального природопользования относится система государственных мероприятий, что ее закреплено в праве и направлен на сохранение и восстановления природных ресурсов и улучшения условий, необходимых для жизни человека и развития материального производства.


К системе права в сфере рационального природопользования входят:
1) правовое регулирование, сохранение и восстановление природных ресурсов;
2) государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы и рационального природопользования;
3) юридическая ответственность правонарушителей.
Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объеди ¬ ненных общностью объекта, предмета, работников и цели правовой охраны природы, образует природоохранное законодательство.
Юридическую базу природоохранного обязательства составляет Конституция Украины, где в ст. 16 записано: «Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства». Статья 50 гласит: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда».
Существуют определенные формы каждого законодательства, в том числе и природоохранного; частности, такими являются нормативные акты, содержащие нормы права по охране природы и рационального природопользования. Они разделяются на законы и подзаконные акты.
Природоохранное законодательство как рычаг управления процессом природопользования, начало формироваться с 1991 г., когда был принят Закон Украины «Об охране окружающей природной среды», где сформулированы задачи природоохранного законодательства. Это - регулирование отношений в сфере охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранения природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других природных комплексов, уникальных территорий и объектов, связанных с историко-культурным наследием.
К объектам государственной охраны и регулирования использования на территории Украины принадлежат: окружающая природная среда как совокупность природных и природно-социальных условий и процессов, природные ресурсы - как вовлечены в хозяйственный оборот, так и, не используемых в народном хозяйстве в течение какого-то времени (земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир), ландшафты и другие природные комплексы.


Особой охране подлежат территории и объекты природно-запо ¬ венный фонд Украины. Кроме того, государство должно охранять от негативного влияния неблагоприятных экологических факторов также здоровья и жизни людей.
Все 16 разделов Закона фактически предусматривают формирование рычагов хозяйственного механизма управления процессом природопользования для выхода Украины из критической экологической ситуации.
В 90-х годах Верховной Радой Украины был принят также Закон Украины «Об экологической экспертизе» (1995), Земельный кодекс (1990), Водный кодекс (1995), Лесной кодекс (1994), Кодекс о недрах (1994), Законы Украины: «О плате за землю» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1992), «О природно-заповедном фонде» (1992), «О животном мире» (1993), «О пестицидах и агрохимикатах» (1995) и др..
Украина ратифицировала международные конвенции «Об охране биологического разнообразия» (1994), «Об охране дикой природы, флоры и природных сред обитания в Европе» (1996), «О веществах, разрушающих озоновый слой» (1996) и др..
Подзаконными актами служат нормативно-правовые акты государственных органов Украины. Они издаются на основе законодательных актов. Прежде всего это постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины: «Об утверждении порядка определения платы и взимания платежей и Положения о республиканском внебюджетном фонде охраны окружающей природной среды» (1992) и «Об утверждении Положения о государственном мониторинге окружающей природной среды» (1993). К подзаконным актам относятся также ведомственные нормативные акты, например, «Базовые нормативные платы за загрязнение окружающей среды Украины», утвержденные приказом Минприроды Украины (1993).
Контроль за соблюдением природоохранного законодательства в Украине осуществляют различные государственные и общественные организации. Среди них выделяются государственные органы общей, социальной и отраслевой компетенции.
Для первой группы органов природоохранный контроль - это часть их общих контрольных полномочий, осуществляемых в различных сферах жизни общества. К этим органам относятся Верховная Рада, Кабинет Министров, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, местные администрации.


Важная роль в охране окружающей среды принадлежит правоохранительным органам. Органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением законодательства об охране окружающей среды всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и гражданами. Судом рассматриваются уголовные, гражданские и административные дела, связанные, в частности, с нарушением требований природоохранного законодательства.


Государственные органы специальной компетенции уполномоченные контролировать деятельность предприятий, учреждений, организаций и граждан только по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Это, в частности, органы контроля за охраной и рациональным использованием природных ресурсов - земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха и т.д., которые действуют в составе соответствующих министерств и ведомств. Некоторые из этих органов имеют внутриведомственные, другие - надведомственный контрольные полномочия.


Как первичный документ при решении вопросов о применении юридической ответственности используется акт о нарушении правил охраны природы. Он составляется на месте правонарушения государственной или другим уполномоченным на то должностным лицом вместе с причастными к нарушению лицами и свидетелями.
В области окружающей среды в основном применяются четыре вида юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная.
Уголовная ответственность применяется только судами за наиболее серьезные нарушения природоохранных правил, т.е. за преступления. Уголовно-правовые санкции: лишение свободы, исправительные работы, штраф, конфискация орудий, средств и предметов преступления.
Административная ответственность состоит в применении предусмотренных законом мер взыскания или воздействия административными комиссиями при исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов или специально уполномоченными на то должностными лицами дарственных органов без рассмотрения дел в суде. Меры административного взыскания принимаются только до граждан и должностных лиц. Это - предупреждение, денежный штраф, конфискация ружей и других средств охоты, лишение права охоты на срок до трех лет. Меры административного воздействия принимают относительно предприятий, учреждений и организаций. Это - прекращение работы предприятий, цехов, агрегатов и других хозяйственно-технических объектов, которые систематически загрязняют окружающую среду сточными водами и выбросами в атмосферный воздух; запрет использований отдельных машин и механизмов, приборов, являющихся источниками загрязнения, шума, вибраций, излучения выше допустимых норм.


Гражданско-правовая ответственность предусматривает арбитражные дела об охране природы - дела по решению хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями. Компетенция органов государственного арбитража по рассмотрению хозяйственных споров разграничивается с учетом территориального признака и стоимости иска. Чаще арбитражные суды рассматривают дела о возмещении ущерба: рыбном и лесному хозяйству, землепользователем.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложении взыскания дирекцией предприятия, учреждения или организации путем издания соответствующего приказа. За допущенные нарушения могут быть наложены следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу или понижение в должности, увольнение с работы.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+