Система управления безопасностью жизнедеятельности (Субж) - это совокупность безопасности жизнедеятельности и элементов управления ее состоянием. Основные задачи Субж:

1) Планирование работ, которые ведутся на государственном, отраслевом, региональном

и локальном уровне. На государственном уровне разработаны программы, которые

к БЖД:

- Улучшение состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды;

- Создания и развития промышленных средств индивидуальной защиты;

- Обучение и повышение знаний населения по вопросам БЖД.

На основе долгосрочных планов разрабатывают годовые (квартальные) планы, которые являются составной частью коллективного договора:

2) Информационное обеспечение: для предприятия источником внешней информации являются законодательные и нормативные акты, информационные письма, распоряжения вышестоящих органов, публикации официальных изданий. Внутренние источники информации - приказы, распоряжения владельца, отчеты и анализы о состоянии безопасности труда и производственной среды.

3) Разработка, принятие и соблюдение нормативных актов. Новые законы принимает Верховная Рада, а государственные межотраслевые и отраслевые нормативные акты-органы государственного надзора и управления ОП. Они после принятия пересматриваются не реже одного раза в 10 лет. Проект нормативного акта согласовывается с юрисконсультом и службой ОП и утверждается собственником.

4) Профессиональный подбор - это научно обоснованный процесс выбора из группы лиц для обучения и работы по сложным, ответственными и опасными профессиями на основании объективной оценки психологических показателей человека. При профессиональном подборе надо учитывать перечень работ с вредными и опасными условиями труда, где запрещается труд несовершеннолетних и женщин.

5) Обучение по безопасности жизнедеятельности. Обучение и инструктаж по вопросам безопасности жизни, охраны труда, оказания первой медицинской помощи, о правилах поведения при возникновении аварии проводят:

а) с учениками и студентами учебных заведений всех уровней образования;

б) с работниками до начала работы и в процессе трудовой деятельности:

вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой инструктажи;

в) с населением в бытовой сфере (обслуживание бытовых приборов,

работники жилищно-эксплуатационных служб).

6) Регламентация процесса труда. Общий процесс труда и отдыха определяет

законодательство охраны труда, а на предприятиях - правила внутреннего распорядка. Работы на предприятиях связаны с ограничениями по вредными и опасными факторами: шум, вибрация, освещение, метеорологические условия, вредные вещества и т.п..

7) Аттестация рабочих мест по условиям труда. Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между собственниками и работниками в области реализации прав на здоровье и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях. Аттестацию проводят не реже одного раза в 5 лет.

8) Экспертиза - это вид научно-практической деятельности специально полно важен государственных органов, которая направлена на подготовку экспертного заключения запланированной или существующей хозяйственной и иной деятельности нормам и требованиям законодательства по безопасности жизни.

9) Лицензирование и сертификация - это функция, направленная, на ограничение деятельности, связанной с потенциальной опасностью для здоровья и жизни лю-дей путем выдачи лицензий (разрешения) или сертификата (свидетельства), которые являются документами, подтверждающими соответствие деятельности требованиям безопасности.

10) Обеспечение безопасности оборудования, процессов, зданий, сооружений и террито-

рой - проведение диагностики оборудования, технических осмотров котлов, сосудов под давлением, подъемного оборудования, электрооборудования.

11) Обеспечение санитарно-гигиенических условий жизни, санитарно-бытового, счета-

вально-профилактического и медицинского обслуживания.

12) Стимулирование БЖД, которое осуществляется экономическими, правовыми, социальными и моральными мерами и средствами.

13) мониторинг БЖД - это система наблюдений, сбора, обработки и анализа информации о состоянии безопасности человека и среды обитания на национальном, региональном и локальном уровнях.

Итак, положительные сдвиги в сфере обеспечения безопасности сделаны немалые, однако принятые меры пока не привели к ощутимому улучшению условий и безопасности жизнедеятельности. А это, несомненно, отражается на экономике государства в целом. Поэтому, при управлении БЖД необходимо соблюдать условия экономической и технической целесообразности, объективно сравнивая затраты с полученными выгодами.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+