В начале 30-х годов XIX в. центром национальной жизни и национального движения в Галиции становится Львов. Именно здесь возникает полулегальное демократически-просветительское и литературное группировки "Русская троица"., Учредителями которого были М. Шашкевич (1811-1843), И. Вагилевич (1811-1866) и Я. Головацкий (1814-1888), активно выступили в защиту родного украинского языка (термин "русская" для галичан означал украинский).

Находясь под значительным влиянием идейных веяний романтизма, национально-освободительной борьбы поляков, произведений историка Д. Бантыш-Каменского, этнографа М. Максимовича и литератора И. Котляревского правобережную Украину, члены "Русской троицы" свою главную задачу видели в подъеме статуса украинского языка, расширении сферы ее потребления и воздействия, стремлении "поднять дух народный, просветить народ", максимально способствовать пробуждению его национального сознания.

Свою деятельность члены кружка начали с изучения жизни, традиций и истории собственного народа. Во время своих этнографических путешествий они контактировали с польскими подпольщиками, которые готовили антиправительственное выступление, но "Русская троица" не пошла за революционными заговорщиками, сосредоточив усилия на культурничества просветительской деятельности.

Первой пробой сил для членов кружка стал рукописный сборник собственных стихов и переводов под названием "Сын Руси" (1833), в котором уже довольно четко прозвучали призывы к народного единения и национального пробуждения. Следующим шагом "Русской троицы" стал подготовленный к печати сборник "Заря" (1834), который содержал песни, оригинальные произведения кружковцев, исторические и публицистические материалы. Лейтмотивом сборника было осуждение иностранного господства, прославление освободительной борьбы Народу, воспевание казацких вожаков - Б. Хмельницкого и С. Наливайко. Прозвучал в сборке и призыв к единению украинский Галиции и Приднепровья. Следует отметить, что издание этой книги было запрещено и венской, и львовской цензурой. Для молодых авторов запрещенной "Зари" начался период преследований, обысков, доносов, обвинений в неблагонадежности. Однако даже в этих неблагоприятных условиях члены "Русской троицы" не прекратили активную деятельность. Они, ломая консервативную традицию, которая предусматривала вынесение официальных церковных речей латинском, польском или немецком языках, одновременно в трех церквях Львова прочитали религиозно-нравственные проповеди на украинском языке. "Трийчаны" энергично выступали против латинизации письменности, всячески поддерживали возвращение родного языка в быт национальной интеллигенции.

В конце 1836 г. в Будапеште увидела мир "Русалка Днестровская". И хотя идеи освобождения прозвучали в ней с гораздо меньшей силой, чем в "3ори", всего 200 экземпляров этого сборника попали в руки читателей, остальные были конфискованы. Это был новаторское произведение и по форме, и по содержанию. Он написан живым народным языком, фонетическим правописанием, "гражданским" шрифтом. Все это выделяло сборник из литературного потока, делало ее близкой и понятной широким народным слоям. Содержание "Русалки Днестровской" определяют три основные идеи: признание единства украинского народа, разделенного границами разных государств, и призыв к ее обновления; положительное отношение к общественным движениям и прославление народных вожаков - борцов за социальное и национальное освобождение; пропаганда идей собственной государственности и политической независимости. Совершенно очевидно, что авторы сборника определенной мере вышли за пределы культурно-просветительской деятельности в политическую сферу. Это был решительный протест против традиционных политических и социальных авторитетов.

"Русалка Днестровская" стала итогом идейных исканий и своеобразным пиком деятельности "Русской троицы". Вскоре это объединение распадается. Преследуемый светской и церковной властью, на 32-м году жизни умирает М. Шашкевич. В 1848 г. перешел на пропольские позиции И. Вагилевич, который начинает проповедовать идею польско-украинского союза под главенством Польши. Дольше других отстаивал идеи "Русской троицы" Я. Головацкий. Однако и он под влиянием М. Погодина присоединяется к москвофилов и 1867 эмигрирует в Россию.

Ярким и самобытным явлением была деятельность общественно-культурного объединения "Русская троица". Члены этой организации определили и опубликовали основное ядро ??идей национального возрождения, своей разносторонней деятельностью осуществили переход от фольклорно-этнографического этапа национального движения к культурнического, делали первые попытки направить решения национальных проблем в политическую плоскость.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+