Методология биологииМетодологии в биологическом познании принадлежит роль в формировании многих основополагающих идей. Она определяет направления и- успехи развития биологии. В последние десятилетия XX в. опубликовано множество работ по методологии биологии. Редукционизм рассматривается как фундаментальная этическая проблема, позволяющая глубже изучить явления и объекты живой природы путем расчленения его на простые составные, описание» уровней системы (C.B. Мейен). Как альтернативу целостному подходу выделяют макроредукционистский, основанный на прогрессивном расчленении предмета исследования (Л.В. Белоусов).

Методологию биологии рассматривают как систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности в сфере изучения жизни. Центральное место в методологии занимают методологические регулятивные принципы применительно к практике, теории, различениям субъектов от объектов. При этом идея эволюция превращается в концепцию глобальной эволюции. Экологи должны осознавать богатство идеи эволюционной биологии, включить эволюционный подход (принцип историзма) в сферу своих теоретико-познавательных средств. Точно также и эволюционизм нуждается в экологических представлениях. Идея коэволюции, в том числе и коэволюции человека, выступает как универсальный методологический конструкт. Принцип коэволюции связывает коэволюционные процессы в природе, культуре и идеи. При этом любая экосистема выступает как продукт коэволюции, селекции видовых геномов. В коэволюции получают развитие понятия популяции, биогеоценоза, экосистемы, биосферы в целом.

Сегодня наиболее заметное воздействие на мировоззренческие структуры проявляется в биологическом подходе к пониманию мира и человека («принцип антропности») и в создании натуралистической его концепции. Многомерность человека порождает возможность построения разных его образов, каждый из которых может претендовать на целостность. Каждая эпоха или учение акцентирует внимание на нужных характеристиках человека. При анализе человека существенно выявить априорный слой знаний, ответственный за представление о его сущности. Биология не объясняет категории свободы и творчества человека, требование одухотворить образ человека — задача каждой эпохи (Л.Ф. Фесенков).

История биологии показывает, что к непереходящим ее проблемам относится необходимость объяснения приспособленности и многообразия форм жизни. Эта проблема с разных позиций обсуждается и ныне (гл. 9), в ней фокусируются многие другие важные проблемы и вопросы. Она не может быть решена без представлений об эволюции живой природы. В этой связи как афоризм звучат слова о том, что «в биологии все обретает смысл лишь в свете эволюционного учения» (Ф. Добржанский, 1970). Идея эволюционного развития — стержень, вокруг которого структурируется модель мира в каждом столетии. Идея эволюции в культуре получила распространение благодаря процессу познания окружающего мира. Естественный отбор объясняет окружающий мир объективными законами. Эволюция может быть через передачу как генетической информации («соматическая»), так и информации подражания («экзо-соматическая»). Все фундаментальные константы хорошо подогнаны друг к другу для объяснения возможности существования всех известных биологических объектов. Эволюционные представления занимают ведущее положение при определении окружающего мира. Однако нужно перейти от эволюционных к коэволюционным научным и социальным представлениям с целью учета взаимосвязи и взаимозависимости всех предметов мира, что даст возможность понять изменения систем или частей внутри целого (О.Б. Баксанский).

Современные физические, биологические и философские представления основаны на понимании многоуровневой системы организации живой материи, что отражает ее глубокое единство. Различные уровни имеют свои специфические особенности. Критерии уровней: наличие организации, эволюционная продвинутость, филогенетические связи. В живых системах переход от одного уровня организации к другому выражается в выявлении новых видов отношений и связей. С генетической точки Прения каждый структурный уровень отличается реализацией наследственной программы (Г.И. Мендина, А.Т. Шаталов). -,

Проблемы методологии эволюционной биологии подразделяют на области, связанные с: 1) выявлением методологического принципа в филогенетике; 2) исследованием уровней, законов, структуры и функции собственной эволюционной теории. Нужен союз биологии и методологии (В.Г. Борзенков). Цели методологии и философии могут не совпадать. В биологии методологические проблемы осознаны: природа, особенности биологического познания и знания, сущность биологического закона. Нередко пишут о кризисе в биологии в связи с СТЭ, о несформированности задач в области экологической инженерии. Биология имеет сущность многоуровневых организаций. Отсюда законы биологии отличны от законов физики. В каждой эпохе в биологии шла смена методологии, идей, меняется практика воздействия на живое (В.И. Розин).

Глобальный эволюционизм играет роль в становлении современной науки. Эволюционная теория позволяет понять место человека в природе и дает возможность ему познавать себя составной частью всего органического мира. Процесс адаптации не составляет всего содержания эволюции, а взаимодействует с давлением мутаций. Редукционистам не удалось свести макроэволюцию к микроэволюции (Ф. Айала) — СТЭ и номогенез рассматривают как взаи- ; модополняющие эволюционной мысли. Редукционистская точка зрения в СТЭ приравнивает к атомистике. Дарвинизм признает j роль постеленого отбора, а номогенез — внутреннюю силу , (H.A. Мещеряков).

Обращается внимание на изучение биоразнообразия как части биосферно-геосферной системы возникновения порядка из хаоса. Биоразнообразие — упорядоченное множество живых объектов и видов в качестве элементов множества представляет собой следствие выживания наиболее приспособленных (Г.А. Заварзин) Биологичсская систематика есть пример его проявления в крайне упрощенной форме. Задача биологической классификации — установление порядка множества разных объектов. Разнообразие создается в процессе эволюции, создается геосферно-биосферная система функционального разнообразия, где существует связь между объектами и его предметами. В этом разнообразии социальный дарвинизм и гетерофобия — отрицательные варианты агрессивной психологии. Противопоставление преформированности и эпигенеза не допустимо в связи с единством индивидуального и исторического развития.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+