Литература и искусство в России. Сложные процессы происходили и в области литературы и искусства. Уже на первом этапе становления российской независимости проявились такие черты художественного творчества, как идеологическая и творческая свобода. В литературном процессе свобода была провозглашена во всем - в содержании и форме, в стиле, в отношении того, что изображается. Российские граждане благодаря развитию частного книгоиздательства получили возможность ознакомиться с произведениями мировой литературы, ранее не издававшиеся в стране.

Появились новые газеты и журналы, которые были рассчитаны на различные вкусы. Благодаря большой работе Российского фонда культуры в страну вернулись произведения искусства, в разные годы были потеряны. Устойчивый интерес вызвал российский культурное наследие. Экранизация классики русской литературы была хорошо воспринята массовым зрителем.

Телевизионные фильмы режиссера В. Бортко по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» (2003 г.) и по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005) собрали многомиллионную аудиторию. Для российского репертуарного театра и его зрителей наиболее популярными авторами оставались А.П. Чехов, А.Н. Островский, В. Шекспир.

Популяризацией и творческой интерпретацией русской и мировой музыкальной классики занимались и русские театры оперы и балета. Так, Мариинский театр под руководством В. Гергиева осуществил постановки всех опер С.С. Прокофьева, тетралогии «Кольцо Нибелунгов» Р. Вагнера, поставил неизвестные балеты Дж. Баланчина с использованием таких новых форм общения со зрителем, как постановка в исторических декорациях.

Однако одновременно на сферу художественного творчества оказала большое влияние западная массовая культура. Сформировался и рынок продукции массовой культуры российского образца: глянцевые журналы, развлекательная литература, особенно детективы (А. Маринина, Д. Донцова, Б. Акунин), любовные романы, фэнтези (Н. Перумов, А. Бушков). Так, в российском обществе появился новый культурное пространство, в котором мерилом творческого успеха стал успех коммерческий.

Процессы коммерциализации охватили зрелищные искусства, рассчитанные на массового зрителя, - кино и театр. В кино стали использоваться спецэффекты и компьютерные технологии, съемки в режиме реального времени, появились коммерческие ленты, которые реализовали характерные для мировой коммерческой кинопродукции приемы («Ночной дозор»). В телевизионных документальных фильмах использовались способы исторической «реконструкции» реальных событий.

Потеряв зрителя вследствие роста цен и конкуренции со стороны телевидения, театр стал прибегать к практике создания экспериментальных исследований, антреприз, когда под конкретный спектакль создавались временные творческие коллективы, которые гастролировали по стране.

Новые формы художественного осмысления действительности появились и в изобразительном искусстве. Сферой художественного творчества стало среду (ленд-арт). На объект искусства превратились действия художника перед зрителем в режиме реального времени (перформансы). В 2000-е гг в России прошли масштабные выставки современного искусства - «Москва-Берлин, 2004», Первая международная биеннале (выставочный проект, который организуется раз в два года) в 2005 г.

Итак, культурная жизнь России стало более богатым и разнообразным. Вместе новые рыночные процессы обернулись для науки, системы образования, сферы литературы и искусства существенными потерями. Преодолевая тенденции вестернизации и диктат рынка, деятели культуры пытаются сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+