Образование и наука в России. В этой сфере тоже произошли существенные изменения , связанные с радикальными реформами общественно-политической системы. Первым и наиболее важным направлением реформы в системе образования стал отказ от государственной монополии в этой сфере, ее деполитизация и деидеологизация. Отказ от единой государственной идеологии превратила преподавателей высших и средних учебных заведений из воспитателей четко определенного типа мировоззрения в свободных носителей цивилизаторской, культурной миссии.

В системе образования, прежде всего в общественных дисциплинах, доминирующими стали принципы приоритета личности, общечеловеческих ценностей; декларировалась направленность образования на освоение богатства отечественной и мировой культуры, на восприятие современного мира как единого и взаимозависимого, на решение глобальных проблем современности. Реформа образования в России стала важной составляющей развития гражданского общества. Однако в условиях глубокого системного кризиса, который переживала Россия, не все задачи удалось реализовать.

В 1992 г. был принят закон «Об образовании», согласно которому обязательное полное среднее образование заменялась на девятилетнюю, вводился конкурсный отбор до десятого класса. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности для получения образования их детьми. Появление же «дополнительных образовательных услуг», как правило, платных, открытие гимназий, лицеев приводило не только к внедрению индивидуального подхода к обучению и его вариативности, но и к воспроизводства социального неравенства в молодежной среде, ведь в лицеев и гимназий часто попадали не «особо одаренные », а дети наиболее обеспеченных родителей.

В начале нового тысячелетия развернулась общественная дискуссия по реформе образования. Такие проблемы, как преобразование средней школы на 12-летнюю, введение Единого государственного экзамена, переход на двухступенчатую систему высшего образования на западный манер, в связи с присоединением России к европейскому образовательному пространству, вызвали резкую критику общественности, обоснованные опасения относительно утраты преимуществ российской системы образования, ее фундаментального характера.

Традиционно высокий престиж высшего образования, который сохранялся в России и в кризисные времена, способствовало увеличению количества высших учебных заведений, в том числе многих негосударственных росту платного сектора образовательных услуг. Процесс коммерциализации образования далеко не всегда позволял повысить качество обучения, тем более что в условиях бурного всплеска спроса на «рыночные» профессии выпуском менеджеров, юристов, экономистов занялись и непрофильные учебные заведения. Лишь в начале нового тысячелетия вырос как спрос, так и интерес абитуриентов к инженерным и естественно-научных специальностей, в гуманитарных знаний. В научной сфере тоже развивались противоречивые процессы.

Освобождение научного творчества от идеологического диктата дало широкие возможности для обмена идеями и расширение контактов с представителями зарубежных стран, открыло доступ к новым отраслям научного знания. В российской гуманитарной науке появились новые направления исследований, связанные с историей культуры России, ее цивилизационным наследием. Новый импульс к развитию получили науки о современном обществе - социология, политология, социальная психология, культурология. Вместе с тем объемы финансирования науки резко сократились. «Закон о науке и государственной научно-технической политике», принятый в 1996 г., предусматривал бюджетные расходы на науку в объеме не менее 4%, но добиться этого не удалось. Более 50 тыс. ученых, особенно инженерных и естественнонаучных специальностей, уехали работать за границу. Численность работающих в научно-технической сфере снизилась более чем в 2,5 раза - с 2,1 млн в 1990 г. до 800 тыс. в 2000, происходило старение научных кадров. Крайне недостаточно обновлялась материально-техническая база науки, сократилось ее информационное обеспечение. Вследствие недофинансирования и отсутствия кадров было приостановлено много перспективных разработок.

В начале XXI в. объемы государственных инвестиций в российскую науку постепенно начали расти, однако финансируются на достаточном уровне только те ее отрасли, которые способны обеспечить технологический прорыв в экономике и в которых Россия уже занимает ведущие позиции. На это направлена ??реализация таких федеральных программ, как «Русская космическая программа», «Электронная Россия», «Программа конверсии».


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+