Сотрудничество России с международными организациями. Отношение к России со стороны международного сообщества на рубеже тысячелетий определялось такими факторами , как слабость государства, огромный внешний долг, а также дефолт 1998 г.

На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 60% ВВП (132 800 000 000 долларов), а суммарный внешний долг - 177,7 млрд долларов. Все кредиторы России, прежде МВФ и Парижский клуб, были не уверены в стабильности внутриполитической ситуации в России и способности своевременно выплачивать долги.

После избрания Президентом РФ В.В. Путина Россия пыталась достичь договоренностей о реструктуризации внешнего долга. Парижский клуб в 2000 г. согласился на отсрочку текущих платежей, а Лондонский клуб на реструктуризацию задолженности в размере 29 млрд долларов. Для погашения долга были использованы возможности Стабилизационного фонда. Россия досрочно рассчиталась по кредитам с Международным валютным фондом, а в 2006 г. выплатила все долги Парижскому клубу кредиторов.

Относительно отношений с другими международными организациями, то в целом они строились на конструктивной основе. Россия активно сотрудничала с ООН и проявила себя как последовательный сторонник укрепления роли этой организации в международных делах. Доказательством растущего авторитета России среди ведущих стран мира стало ее председательства в «большой восьмерке» в 2006 г. Начался новый этап и в отношениях России с Евросоюзом. В мае 2003 г. на саммите Россия-ЕС в Санкт-Петербурге возникла идея четырех «общих пространств», которая пришла на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС), подписанном в 1994 г., срок действия которого истекал в 2007 г. На саммите Россия-ЕС 10 мая 2005 были утверждены «дорожные карты» по четырем «общим пространствам» - экономическому; свободы, правосудия и безопасности; внешней безопасности; культуры и образования, включая науку.

Одновременно в 2000-2005 гг Россия подвергалась постоянным обвинениям за свои действия в Чеченской республике. Председатель Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Рассел Джонстон в январе 2000 г. заявил о вероятности приостановки членства России в этой организации. В марте 2002 г. докладчик ПАСЕ по вопросу развития ситуации в Чечне лорд Джадд выступил за создание международного трибунала по Чечне, а в апреле 2003 г. ПАСЕ приняла резолюцию о создании такого трибунала. Однако позиция Совета Европы несколько смягчилась после парламентских выборов в Чечне в ноябре 2005 г. Делегация ПАСЕ, которая занималась мониторингом на этих выборах, констатировала, что они прошли корректно.

Россия принимает активное участие в работе такой организации, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), основанной в октябре 2000 г. в Астане (Казахстан) с целью разработки единых подходов к интеграции в международную экономику, а также с целью создания Таможенного союза Единого экономического пространства стран -участниц. Учредителями этой организации были Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, наблюдателями - Украина, Молдова и Армения. Полноправным членом ЕврАзЭС с января 2006 г. стал Узбекистан. Действенной организацией на территории стран СНГ также Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Организацией, наиболее динамично развивается на постсоветском пространстве, является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Она была образована 15 июня 2001 на базе неформального клуба «Шанхайская пятерка» и сегодня объединяет Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. ШОС имеет налаженные контакты с ООН, СНГ, Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+