Российско-американские отношения. В начале нового тысячелетия продолжилось сотрудничество России и США в сфере ядерного разоружения. 14 апреля 2000 Государственная Дума ратифицировала Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-2). Развивая сотрудничество в этой сфере, обе страны подписали 24 мая 2002 г. в Москве Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП). К 2012 г. стороны наметили сократить ядерные потенциалы до 1700-2200 боеголовок. Договор гарантировал сохранение ядерного паритета между США и Россией. Он также снимал ограничения на развертывание Россией межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования с несколькими боеголовками, предусмотренные договором СНВ-2.

Огромное влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США в сентябре 2001 г. 11 сентября террористы-смертники направили 2 захваченных самолета на здания Всемирного торгового центра в

Нью-Йорке, а третий на здание Пентагона в Вашингтоне. Еще один захваченный самолет разбился в штате Пенсильвания. После терактов 11 сентября администрация США объявила своим главным врагом международный терроризм. На мнением Вашингтона, лидеру террористической организации «Аль-Каида» В. Бен Ладену приютили руководители экстремистского движения Талибан в Афганистане, и поэтому вскоре США организовали военную кампанию по уничтожению «Аль-Каиды».

Руководство России поддержало инициативы США, согласились на использование самолетами антитеррористической коалиции российского воздушного пространства и не возражало против предоставления Соединенным Штатам баз в бывших среднеазиатских республиках СССР. В октябре 2001 г. США и Великобритания нанесли ракетные удары по территории Афганистана. Вскоре при активном участии «Северного альянса» - афганских частей под командованием А. Масуда началась сухопутная операция против талибов. Она была завершена 18 марта 2002 вытеснением сил талибов и боевиков "Аль-Каиды» из Афганистана.

Несмотря на активное сотрудничество, многочисленные противоречия в отношениях США и России сохранялись. Основной проблемой российско-американских взаимоотношений в 2000-2001 гг было стремление Вашингтона выйти из договора по ПРО (противоракетной обороне) 1972 г. и создать национальную систему ПРО. Руководство России считало, что создание национальной противоракетной обороны Соединенными Штатами Америки разрушит стратегическую стабильность, которая сложилась между СССР и США - двумя ядерными державами - во время «холодной» войны. Россия выступила и против новых подходов США к урегулированию международных отношений, ярко проявились во время иракского кризиса. 8 ноября 2002 в Совете Безопасности ООН была принята резолюция № 1441 о восстановлении инспекционной деятельности ООН на территории Ирака.

Однако США, вопреки резолюции ООН, используя ложные обвинения в адрес президента Ирака Саддама Хусейна по разработке оружия массового уничтожения, 20 февраля 2003 г. вместе с британскими войсками вторглись в Ирак. Руководство России назвало агрессию против Ирака «серьезной ошибкой США". Однако США проигнорировали позицию России в иракской кризисе.

Военные действия в Ираке завершились достаточно быстро, уже в апреле 2003 г. основные части иракской армии были разгромлены. С. Хусейн в декабре 2003 г. попал в руки американцев, а в декабре 2006 г. был казнен. Однако поиски оружия массового уничтожения в Ираке так и не дали результатов. 15 декабря 2005 в этой стране состоялись выборы в Национальную ассамблею, началось формирование гражданской администрации. Одновременно в стране резко обострились внутренние конфликты на религиозной почве, продолжается и борьба против оккупационных войск.

Очередным негативным фактором в отношениях между Россией и США стало дальнейшее расширение НАТО на восток. 2 марта 2004 в альянс присоединились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а это означало, что впервые членами НАТО стали бывшие республики СССР.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+