Россия и Содружество Независимых Государств

Россия и Содружество Независимых Государств. Стремительный распад СССР в декабре 1991 г. способствовал развитию новых процессов на постсоветском пространстве: суверенизации бывших республик и одновременно новой интеграции. Создание Содружества Независимых Государств (СНГ) в декабре 1991 г. произошло в чрезвычайной ситуации кризиса и имело целью преодоления развития событий по югославскому сценарию, предоставление распада СССР контролируемого характера. СНГ понималась как новая модель интеграции бывших советских республик, в основу которой должны быть положены сотрудничество политически самостоятельных государств.

На первом этапе своего существования (1991-1992 гг) СНГ действительно спасла новые государственные образования от полного краха экономики, позволив им избежать катастрофического распада хозяйственных связей. К 1993 г. удалось создать основы Содружества, стали регулярно собираться органы, координировали ее деятельность - Совет глав государств и Совет глав правительств государств СНГ. Уже в декабре 1991 г. в Алма-Ате Россия получила согласие всех участников СНГ на то, чтобы она стала правопреемницей СССР в ООН, Совете Безопасности и других международных организациях.

Не все страны СНГ принимали равное участие в работе ее руководящих органов. Так, Украина не подписала даже Устав СНГ и конвенцию о Межпарламентской ассамблеи и, таким образом, не была полноправным членом СНГ, хотя принимала участие в работе этой организации. Когда в сентябре 1993 г. был подписан Договор о создании Экономического союза стран СНГ, Украина согласилась лишь на статус ассоциированного члена. Одним из острых вопросов в отношениях между странами СНГ было разделение вооружений бывшего Союза ССР. В конце 1991 г. было создано совместное командование Объединенных вооруженных сил (ОВС) СНГ, которое возглавил маршал авиации Е.И. Шапошников. В феврале 1992 г. участники общеармейские офицерского собрания выступили с предложением сохранения целостного государственной границы, единой системы безопасности, единого военно-стратегического пространства и единой системы управления Вооруженных сил государств СНГ. Однако победила тенденция к созданию собственных армий.

Инициатором разделения союзных вооруженных сил выступила Украина в лице президента Л. Кравчука. Процесс образования новых армий государств СНГ проходил в одностороннем порядке, без предварительных договоренностей. Он сопровождался стихийным захватом оружия, вследствие чего большое ее количество попало в руки неконтролируемых формирований. 7 мая 1992 Б.М. Ельцин подписал указ о создании российской армии, в том же месяце прекратило свое существование единое командование Объединенных вооруженных сил СНГ.

Весной 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ, на основе которого был создан Совет коллективной безопасности и разработан механизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ.

Однако летом 1992 г. возникла острая кризис в отношениях между Россией и Украиной, порожденная вопросами о статусе Черноморского флота (ЧФ) и судьбу Севастополя. В конце марта 1992 г. Президент Украины Л.М. Кравчук издал указ о переводе всех дислоцированных на территории Украины военных формирований под ее юрисдикцию. Президент России Б.Н. Ельцин ответил на это указом от 7 апреля о переводе ЧФ под юрисдикцию России. 9 апреля действие обоих указов было приостановлено, однако решение о поднятии на кораблях ЧФ российского Андреевского флага едва не привело к вооруженному столкновению в Крыму. 3 августа 1992 состоялась личная встреча президентов России и Украины в Ялте, на которой было договорено отложить решение проблемы Севастополя и флота до 1995 г., а на переходный период ЧФ переходил в общее подчинение президентов России и Украины.

В 1992 г. возникли проблемы и с ядерным оружием СССР. Первоначально предполагалось сохранение объединенных стратегических сил сдерживания, нерасчлененность ядерного оружия и нахождения ее под управлением совместного командования Объединенными вооруженными силами СНГ. После ликвидации последнего Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав. Относительно Украины, то она 2 июля 1992 объявила своей собственностью 2 тыс. ядерных боеголовок, расположенных на ее территории, а затем обусловила отказ от своего ядерного статуса требованиями политического и материального порядка, адресованными как России, так и мировому сообществу в целом.

Образование новых государств почти повсеместно сопровождалось подъемом национализма титульных наций. В статусе «некоренного» населения оказалось 25 млн россиян. Трудности получения гражданства, сокращение сферы использования русского языка и возможности получения на ней образования - все эти проблемы поставили перед российской властью задачи защиты прав этнических русских в новом зарубежье.

Распад СССР и разделение его вооружения привели к новым межэтническим конфликтам в молодых государствах. В октябре 1992 г. начался первый вооруженный межнациональный конфликт на территории вновь Российской Федерации - столкновения между ингушами и осетинами. Неблагоприятно для нее сложилась ситуация и в других регионах бывшего СССР. Молдова усилила политическое и военное давление на Приднестровье, апогеем которого стал военный штурм Бендер в июне 1992 г. Одновременно Грузия применила военную силу против Южной Осетии, а в августе 1992 г. - против Абхазии. Россия по историческим мотивам и политических соображений не оставалась в стороне от этих конфликтов, а это приводило к дальнейшей дестабилизации ситуации внутри государства и затрудняло ее отношения как с «близким», так и с «дальним» зарубежьем.

В январе 1993 г. был принят Устав СНГ. В том же году в Минске начал действовать Исполнительный секретариат СНГ, а также создан экономический союз стран Содружества, который определил долгосрочные цели экономической интеграции - поэтапное формирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Однако реальные шаги постсоветских стран к сближению в рамках СНГ обнаружили различную степень их готовности к дальнейшему участию в интеграционных процессах. Различия национальных хозяйственных механизмов, политического устройства определяли и неодинаковость понимание целей и задач интеграции. Если Россия связывала необходимость объединения с долгосрочными геополитическими целями, с желанием иметь на своих границах дружественные государства, то большинство стран СНГ были заинтересованы в России как в поставщицы дешевых топливно-энергетических ресурсов. Они рассчитывали с ее помощью выйти из кризиса, а затем найти свою нишу в международных экономических и политических структурах. Вследствие этих причин преобладали процессы размежевания и национального самоопределения, а реальная интеграция не шла дальше подписания многочисленных соглашений. Всего в рамках Содружества в 1990-е гг было подписано около 2 тыс. различных соглашений, большая часть которых не была реализована.

Не увенчалась успехом и взаимодействие в военно-политической сфере. Ташкентский договор о коллективной безопасности 1992 г. не исполнялся, осталась нереализованной концепция совместной охраны границ. В политической сфере не удалось достичь главной цели - превратить СНГ в политическое объединение государств, способных претендовать на достойное место в мировом сообществе.

В июле 1995 г. в Сочи по итогам встречи президентов России и Украины было подписано соглашение относительно Черноморского флота. Имущество флота были разделены в соотношении 50:50%, однако не был определен статус российских войск, сроки его пребывания, требовало нового диалога президентов.

Новым этапом в решении проблемы ЧФ стал 1997 год Президент России Б.Н. Ельцин посетил 30-31 мая 1997 г. с государственным визитом Украину, во время которого был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Российской Федерацией. Среди других документов были подписаны: Соглашение о статусе пребывания ЧФ РФ в Украине; Соглашение о параметрах раздела ЧФ. Согласно этим документам ЧФ России базируется в трех бухтах Севастополя, которые передаются России в аренду на 20 лет. Ключевое слово в документах - «аренда» - позволяет Украину относиться к ЧФ России как к флоту иностранного государства, но такой, который является ее стратегическим партнером.

В середине 1990-х гг начался процесс образования интеграционных группировок в рамках СНГ. В январе 1995 г. между Россией, Белоруссией и Казахстаном было подписано соглашение о создании Таможенного союза, к которому вскоре присоединились Кыргызстан и Таджикистан. В октябре 2000 г. в Астане эти пять стран учредили Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), в рамках которого реализуется режим свободной торговли. Украина отказалась от статуса полноправного члена ЕврАзЭС и согласилась лишь на статус Наблюдатели.

Большие надежды возлагались на процесс интеграции России и Белоруссии, который должен дать странам СНГ пример реального экономического и политического сотрудничества. Этот процесс прошел несколько этапов и способствовал подписанию 2 апреля 1996 Договора о создании Сообщества суверенных государств (ССГ) между Россией и Республикой Беларусь, а в 1997 г. - Союза России и Белоруссии с единым гражданством и единым органом управления - Высшим советом. Однако вследствие острых дискуссий среди субъектов Российской Федерации о преобразовании ее в конфедерацию двух государств, Президент Б.Н. Ельцин отказался от подписания Устава Союза. Подписан 2 апреля 1997 г. Договор о создании Союза России и Белоруссии стал лишь декларацией о намерениях. Он имел ограниченный характер и не способствовал реализации главной цели - созданию единого государства.

Загрузка...