Марон ПублийРимляне - ученики греков. Еще в глубокой древности греки селились на побережье Апеннинского полуострова и на острове Сицилия, поэтому италики имели самые тесные контакты с их бытом и культурой.

Римляне взяли за основу греческий алфавит, на базе которого создали свой, латинский. Этим алфавитом пользуются многие народы мира и в настоящее время. Особенно возросло влияние эллинской культуры на римскую после завоевания римлянами Балканского полуострова во II веке до нашей эры. Завоеватели были покорены искусством греков. Действительно, как писал римский поэт Гораций, победители были дикими в сравнении с эллинами. Римляне изучали язык греков, а в римских школах ученики читали произведения эллинов, переведенные на латинский язык. Многие богатые римляне ездили учиться в Афины, Коринф, Милет и другие греческие города.

Художественная литература и ее значение. В Риме было много талантливых поэтов, но наиболее известные - Вергилий, Овидий, Гораций. Конец I века до нашей эры - I век нашей эры - время наивысшего подъема поэтического мастерства в римской литературе. В истории этот период назван «золотым веком» римской поэзии. Известный богатый римлянин, советчик и друг императора Октавиана Августа Меценат организовал в своем доме кружок поэтов, которым оказывал помощь, давал деньги, дарил драгоценные подарки, способствовал изданию произведений.

Архитектура и скульптура Древнего Рима. Архитектура и скульптура должны были подчеркивать величие, могущество и богатство Рима. И действительно, храмы, арки, колонны, форумы, цирки, театры, ипподромы, мосты были такими, что достойно оправдывали свое назначение.

Римляне не только использовали достижения архитектуры греков, но в своем мастерстве строить пошли значительно дальше. Во II веке до нашей эры они изобрели бетон. Благодаря этому строительному материалу, а также обжигаемому кирпичу и разноцветному стеклу римляне создали такие устойчивые сооружения, что некоторые из них сохранилась и до настоящего времени. Примером может служить храм Пантеон.

Постройки украшались скульптурами, их размещали на площадях, в парках и скверах. Говорили, что Рим был заселен статуями. Их было так много, что сенат неоднократно принимал постановление убрать часть скульптур: они не вписывались в пространство улицы, площади, парка.

Выдающегося мастерства римские скульпторы достигли в искусстве портрета. Портретные бюсты и статуи императоров, государственных деятелей и знаменитых людей с точностью передавали черты лица и характер живого человека. Благодаря такому сходству римский скульптурный портрет стал важнейшим источником для изучения истории и культуры римлян.

Общественные зрелища римлян. Римское общество с удовольствием воспринимало разнообразные зрелища. Особенной популярностью пользовались гладиаторские и морские бои в амфитеатрах; травля хищниками людей, осужденных на казнь; охота на зверей в театре или цирке; конные бега на ипподромах. Цель всех этих зрелищ - воспитание римлян в духе патриотизма, превосходства, жестокости и силы. Римлянин должен иметь преимущество перед покоренными народами. Жестокость и равнодушие к крови, убийству и мучениям других, твердость воли и характера считались главными чертами римлян. Вот почему для римских граждан кровавые зрелища стали частью их культуры.

В целях завоевания все новых территорий Риму нужна была непобедимая армия. Ее воины должны были быть непримиримыми к тем, кто не подчинялся силе и оказывал сопротивление. Таких людей римляне попросту уничтожали. Римский поэт Вергилий писал об этом:

Ты же народы должен вести,

римлянин, властью своею.

Вот искусства твои - оберегать смиренных

и обуздывать гордых.

Римское общество требовало: «Хлеба и зрелищ!» Государство шло навстречу этим требованиям. Поэтому число всякого рода общественных зрелищ возрастало. Беднота, накормленная бесплатными раздачами «хлеба и зрелищ», чувствовала себя удовлетворенной. А организаторы зрелищ, после подобных представлений, уже не сомневались, что беднота поддержит их в Народном собрании или сенате.

Гладиаторские бои - особый вид искусства римлян. Гладиаторы обучались мастерству фехтования и владению оружием в специальных школах. Это были физически сильные, закаленные в схватках рабы. Главное оружие гладиатора - меч. Но были бои и с вилами-трезубцами и сетями, которые набрасывались на противника. 

Выходя на арену, гладиаторы должны были обращаться к императору со словами: «Будь здоров, император, идущие на смерть приветствуют тебя!» Побежденный в поединке гладиатор поднятием руки мог попросить помилование у императора и зрителей. Но публика в большинстве случаев требовала смерти побежденного. Очень часто гладиаторские бои дополнялись травлей осужденных на казнь хищниками.

Кровавые зрелища были запрещены в V веке благодаря утверждению в Риме христианской религии. И уже никогда этот вид общественных зрелищ не возродился. Однако отзвуки его сохранились и по сей день в испанской корриде.


Загрузка...

Яндекс.Метрика Google+