Природа Севера РоссииВ западном макрорегионе Европейский Север – это самый большой по площади район – 1466 тысяч кв. км (или 8,6% территории России) и в то же время с наименьшим населением среди всей России – 5,7 млн. человек (или 3,9% населения страны). В состав района входят: Архангельская область с Ненецким автономным округом, Вологодская, Мурманская области и республики Карелия и Коми.


Европейский Север протянулся на восток от границы с Норвегией и Финляндией на 2 тыс. км до Полярного Урала и более чем на 1,5 тыс. км. от Северного Ледовитого океана до границы Центральной России и Северо-Запада. К нему также относится огромная акватория Баренцева моря с островами Новая Земля, Вайгач, Колгуев и более скромная акватория Белого моря с Соловецким архипелагом. Большая часть его территории, за исключением Вологодской области, относится к зоне Севера.


Экономико-географическое положение района определяется началом Северного морского пути от Мурманска до Архангельска на восток и на запад с внешнеторговыми связями с Европой. Его подпирают с юга мощные экономические и культурные центры Северо-Запада и Центральной России. Через район с юга на север протянулись транспортные магистрали: железнодорожные от Санкт-Петербурга до Мурманска и от Москвы до Архангельска, а также система «голубых путей» – рек и каналов.


На юге района проходит широтная железнодорожная магистраль из Санкт–Петербурга через Череповец и Вологду на Урал, где она соединяется с другими дорогами в Транссибирскую магистраль. Еще одна диагональная железная дорога – Печорская, пересекает крупные реки (Северную Двину и Печору) и выходит через Полярный Урал в Западную Сибирь. Параллельно этой дороге из Западной Сибири тянется система газопроводов от месторождений газа, дополняемая в настоящее время новым газопроводом от полуострова Ямал в Западную Европу, и нефтепроводом от месторождений Европейского Севера к Ярославлю, Москве и Санкт-Петербургу.


Важным элементом ЭГП было создание транспортных «коридоров» через государственную границу с Финляндией и Норвегией, а также создание российско-норвежских гидростанций на пограничной реке Паз.


Итак, ЭГП Европейского Севера чрезвычайно выгодно: положение портов на побережье Северных морей, система транспортных магистралей, ведущих к наиболее важным экономическим узлам России и в зарубежные страны.
Геополитическое положение района связано с контактом с НАТО (граница с Норвегией по суше и по морю), концентрацией в военно–морских базах самого крупного в стране Северного флота с мощными надводными кораблями (флагманом атомным крейсером «Петр Великий», авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и многими сверхмощными кораблями).


Но главный потенциал флота – концентрация здесь 2/3 атомных подводных лодок и мощной авиации. Именно на Севере находится основной полигон России для испытания ядерного оружия (на островах Новая Земля), а к югу от Архангельска, близ ст. Плесецк у города Мирный – крупнейший военный космодром, с которого была запущена основная часть космических спутников и военных ракет, в том числе новой сверхмощной ракеты «Тополь–М».


Эколого–географическое положение района сложно. С одной стороны, вследствие воздействия на соседние страны выбросов с крупных предприятий Кольского полуострова, имеющих чрезвычайно старые технологии и изношенное оборудование. Определенное воздействие на акваторию Кольского залива оказывают атомные ледоколы и военные суда. Особенно значительная потенциальная экологическая опасность связана с захоронением отработанных реакторов подводных лодок на востоке Баренцева моря.


С другой стороны, теплое Нордкапское течение приносит загрязнения с акватории Норвежского моря, связанные с морской добычей нефти и газа и авариями танкеров.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+