К классу управляемых относятся муфты, с помощью которых соединяют и разъединяют валы во время остановки и работы привода. Эти муфты подразделяют на кулачковые и фрикционные.

Кулачковые муфты. В простейшем виде кулачковая муфта (рис. 37.10, а) состоит из двух полумуфт, на торцах которых размещены кулачки. Одна  полумуфта закрепляется на валу неподвижно, а другая, находится на втором валу, может перемещаться вдоль этого вала. Подвижную  полумуфту перемещают с помощью специального устройства - механизма управления муфтой. Вилку механизма управления размещают в кольцевом пазу подвижной полумуфт .

Кулачковая муфта требует достаточно высокой точности центрирования валов, поскольку перекосы резко уменьшают надежность ее работы. Очень часто кулачковые муфты применяют для соединения или разъединения с валом расположенных на нем зубчатых колес (например, в коробках скоростей). В этом случае муфта и зубчатые колеса размещаются на одном и том же валу.

Включение кулачковых муфт при вращении валов всегда сопровождается ударами, которые могут вызвать разрушение кулачков. Поэтому такие муфты не рекомендуют использовать для включения приводов под нагрузкой и при больших скоростях относительного вращения валов (относительная круговая скорость кулачков v> 1 м / с).

Распространенные формы кулачков показаны на рис. 37.10, б, в. Прямоугольный профиль требует точного взаимного расположения пивмуфт в момент включения. Кроме этого, в муфтах с прямоугольным профилем кулачков всегда имеются технологические зазоры и связанные с этим удары при изменении направления вращения. Трапециевидный профиль не требует точного взаимного расположения пивмуфт в момент включения, а боковые зазоры здесь компенсируются изменением глубины мероприятия кулачков. Муфты с трапециевидным профилем кулачков применяют преимущественно в приводах с реверсированием нагрузки.

В муфтах с трапециевидным профилем кулачков возникают осевые силы, которые могут разомкнуть  полумуфты и затруднить их включения. Поэтому угол X трапециевидного профиля выбирают в пределах а = (2 ... 5) °, чтобы обеспечить самоторможения силами трения между кулачками и небольшое постоянное усилие со стороны механизма управления муфтой.

Пивмуфты кулачковых муфт изготавливают из сталей, подлежащих цементации, 15, 20, 15Х, 20Х, а при больших размерах - из сталей 45, 40Х, 40ХН. Твердость кулачков должна быть Н> 50 ... 55 HRC.

Работоспособность кулачковых муфт оценивается в основном устойчивостью кулачков против срабатывания, которая зависит от напряжений смятия на рабочих поверхностях.

Фрикционные муфты передают крутящий момент за счет момента сил трения на рабочих поверхностях их деталей.

При включении фрикционных муфт крутящий момент на ведомом валу растет постепенно и пропорционально увеличению силы прижима поверхностей трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой и со значительной начальная ной разницей их угловых скоростей. В процессе включения муфта пробуксо-ет, а разгон ведомого вала происходит плавно без ударов. Фрикционная муфта может выполнять также функции предохранительного устройства из-за возможного проскальзывания при перегрузках привода.


Загрузка...
Яндекс.Метрика Google+